ПАМЯТИ ФАРМАНЯНЦ ЕВГЕНИИ КАРАПЕТОВНЫ,

заслуженной артистки России,

заслуженного деятеля искусств Российской Федерации,

лауреата приза журнала «Балет» «Душа танца»,

профессора кафедры народно-сценического,

историко-бытового и современного танца

Московской государственной академии хореографии

 

(к 100-летию со дня рождения)

 

 

Евгения Карапетовна Фарманянц (03.09.1920 – 09.09.2016) – старейший педагог Московской государственной академия хореографии, более 75 лет своей жизни посвятившая искусству танца, воспитанию многих поколений учеников, ставших известными танцовщиками, педагогами, балетмейстерами.

В 1938 г. окончила Московское хореографическое училище (класс прославленной балерины и педагога Елизаветы Гердт) и была принята в балетную труппу Большого театра. Стала первой исполнительницей Китайского танца в «Щелкунчике» В.И. Вайнонена (1939), Сарацинского танца в «Раймонде» Л.М. Лавровского (1945), танца «Три апельсина и арап» в «Золушке» Р.В. Захарова (1945), Восточного танца в опере «Руслан и Людмила» (балетмейстер Р.В. Захаров, 1948), Танца с барабанчиком в балете «Красный мак» (балетмейстер Л.М. Лавровский, 1949), Курдского танца в «Гаянэ» В.И. Вайнонена (1957), а также первой исполнительницей партий Нумидийки в «Спартаке» И.А. Моисеева (1958) и Служанки в балете «Тропою грома» К.М. Сергеева (1959).

За 20 с лишним лет работы в Большом театре Е.К. Фарманянц исполнила самые разнообразные партии — классические, деми-характерные и характерные: это Принцесса Флорина в «Спящей красавице», Персидка в опере «Хованщина», Уличная танцовщица и Пиккилия в «Дон Кихоте», Лиза в «Тщетной предосторожности», Островитянка и Младшая сестра в «Золушке», Красивая ведьма в опере «Сорочинская ярмарка», Коломбина в «Мирандолине», Служанка в «Ромео и Джульетте», Чага в «Половецких плясках». Великолепно исполняла она характерные танцы в балетах «Сказ о каменном цветке», «Конёк-Горбунок», «Лебединое озеро», «Дон Кихот», «Алые паруса», «Коппелия», а также в операх — «Русалка», «Кармен», «Фра-Дьяволо», «Травиата» и др. Ее редкий сценический темперамент, артистизм, стилистическая точность, музыкальность, выразительность исполнения неизменно завораживали зрителей.

Народно-сценический танец стал делом ее жизни. Евгения Карапетовна — не просто свидетель сложного процесса становления этого вида хореографического искусства. Она непосредственный участник событий той исторической эпохи, когда происходило формирование нового, самостоятельного учебного предмета народно-характерного, ныне — народно-сценического танца.

Трудно переоценить значение педагогической деятельности Е. К. Фарманянц. В 1939 году, возрасте 19 лет, по совету своего старшего наставника П. А. Гусева Евгения Фарманянц начала преподавать в своей родной московской балетной школе, открыв для себя свое второе призвание. С 1959 года, после завершения карьеры танцовщицы, Е. К. Фарманянц полностью посвятила себя педагогической деятельности. Из года в год она терпеливо передавала свои знания и опыт молодому поколению — ученикам и преподавателям, продолжающим дело, начатое мастерами русской балетной сцены.

В течение 20 лет заслуженный деятель искусств Российской Федерации, профессор Е.К. Фарманянц возглавляла кафедру народно-сценического, историко-бытового и современного танца. Её позиции в педагогическом творчестве в самом лучшем смысле были неизменно традиционны: необходимо сохранять чистоту и стиль академического народно-сценического танца, присущего только русской балетной школе. Нельзя разрушать то, что является бесценным духовным богатством, накопленным поколениями великих предшественников — М. И. Петипа, А. А. Горским, М. М. Фокиным, К. Я. Голейзовским, А. В. Лопуховым, И. А. Моисеевым, Т. А. Устиновой, А. В. Кузнецовым и многими другими деятелями отечественного балетного театра.

В 2015 году вышла в свет книга Евгении Карапетовны «Московская балетная школа и Большой театр в моей судьбе». На страницах этого издания Евгения Карапетовна Фарманянц напоминает современникам о непреходящих ценностях сценического танца, корнями уходящего в танцевальную культуру народов многих стран, о необходимости глубже изучать национальные особенности фольклора, обычаи и жизненный уклад этих народов.

В основе книги — записанные на магнитофонную пленку устные беседы с Е. К. Фарманянц. Жанр устных воспоминаний позволил передать взволнованный ритм живой речи Евгении Карапетовны, манеру открыто выражать свои мысли, ничуть не беспокоясь о том, что ее оценки могут быть дискуссионными.

Талант и опыт, несуетная мудрость помогли Евгении Карапетовне Фарманянц сохранить любовь и к искусству, и к людям, несмотря на перипетии насыщенной событиями жизни. Для нас, ее современников, — это подлинные уроки мастерства и творческого вдохновения.

 

 

По материалам:

  1. Леонова М.К. О книге // Фарманянц Е.К. Московская балетная школа и Большой театр в моей судьбе. – М.: Московская государственная академия хореографии, 2015. С. 7 – 8.
  2. Леонова М.К. Мастера балетной педагогики. Памяти Евгении Фарманянц // ACADEMIA: Танец. Музыка. Театр. Образование. – М.: Московская государственная академия хореографии, 2016. № 42. С. 6 – 11.

 

Список воспитанников Е.Г. Фарманянц

(в скобках указан год выпуска)

Балиева Агнесса (1966)

Прокофьева Ирина (1966)

Антонова Нина (1966)

Дроздова Маргарита (1967)

Габович Михаил (1967)

Минеев Михаил (1971)

Файзиев Тимур (1971)

Ахулкова Елена (1973)

Трубникова Наталья (1973)

КУозлова Валентина (1973)

Кадырова Майра (1976)

Ханиашвили Алла (1976)

Артюшкин Виталий (1976)

Гелбет Владимир (1976)

Лантратов Валерий (1976)

Хоронгозо Дюла (Венгрия) (1976)

Соловьев Сергей (1976)

Пяткина Ирина (1978)

Судакова Наташа (1978)

Лиепа Андрис (1981)

Лиепа Илзе (1981)

Ананиашвили Нина (1981)

Яременко Виктор (1981)

Бобров Сергей (1981)

Моисеев Владимир (1981)

Федотов Андрей (1981)

Часов Станислав (1981)

Малхасянц Юлиана (1983)

Тимонина Наталья (1983)

Перетокин Марк (1983)

Ерлыкин Дмитрий (1983)

Владимиров Сергей (1983)

Гинева Ирена (НРБ) (1984)

Спасов Борислав (НРБ) (1984)

Володина Мария (1983)

Петрова Инна (1985)

Попова Ольга (1985)

Петухов Александр (1985)

Монахов Александр (1985)

Ледовская Наталья (1986)

Мусатов Алексей (1989)

Антоничева Анна (1991)

Андриенко Елена (1991)

Абдщель Фаттах Геба (1991)

Барсегян Алексей (1991)

Бессмертнов Михаил (1991)

Вахтин Артем (1991)

Рыжаков Илья (1991)

Усманов Хасан (1991)

Аллаш Мария (1994)

Чой Со Бин (Южная Корея) (1994)

Выскубенко Юрий (1994)

Гуданов Дмитрий (1994)

Александрова Мария (1996)

Капцова Нина (1996)

Ким Е Чжун (Южная Корея) (1996)

Болотин Андрей (1996)

Семионова Полина (2002)

Меськова Анастасия (2002)

Савин Денис (2002)

Фотографии из архива Московской государственной академии хореографии

 

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов. Подробнее
Принять