История создания московской балетной школы

Московская Государственная академия хореографии является старейшим театральным учебным заведением Москвы. Она ведет свою историю с 23 декабря 1773 года, когда в учрежденном по указу императрицы Екатерины II Московском Воспитательном доме были открыты первые «классы танцования» — так тогда называли занятия балетом.
Московский Воспитательный дом был создан в соответствии с «Генеральным планом», составленным действительным тайным советником И. И. Бецким и утвержденным Манифестом [Полное собрание законов Российской империи. Т. XVI. С. 343-365. (Манифест от 1 сентября 1863 года, подписанный Императрицей Екатериной П об организации Московского воспитательного дома).] императрицы Екатерины II от 1 сентября 1763 года, «с целью воспитания людей служить Отечеству делами рук своих в различных искусствах и ремеслах». Воспитательный дом стал одним из учреждений в будущей сети государственных институтов, призванных полностью обеспечить процесс воспитания и закрытого образования сирот, незаконнорожденных детей и детей тех родителей, которые по бедности или болезни не могли их содержать и заниматься их воспитанием.

По замыслу И. И. Бецкого, одного из крупнейших государственных деятелей эпохи Просвещения в России, Воспитательный дом должен был стать местом формирования нового типа людей, так называемого третьего сословия.
В начале 70-х годов XVIII века детей, находящихся в Воспитательном доме и достигших к этому времени 10-летнего возраста (по правилам Воспитательного дома они были приняты в это заведение в возрасте четырех лет), стали обучать общеобразовательным предметам, а также учить «согласно их способностям» разным ремеслам, живописи, декламации, пению, игре на музыкальных инструментах, танцам.

Вскоре свою привилегию на содержание публичного театра в Москве князь П. Урусов передал антрепренеру-англичанину Михаилу Медоксу — человеку, страстно любившему театр. В 1780 году М. Медокс открыл в Москве Петровский театр, на сцене которого шли драматические пьесы, оперы и балеты. Труппа театра была составлена из артистов крепостного театра помещиков А. Столыпина, Е. Головкиной и, вернувшихся из Санкт-Петербурга, выпускников Московского воспитательного дома 1779 года.
Днем основания Московской балетной школы является 23 декабря 1773 года. В этот день Опекунский совет Московского Воспитательного дома подписал контракт [ЦИАМ. Ф.127; оп. 1; ед.хр. 12; л. 72- 72 об. (Документ о приглашении Филиппо Бекари, который должен был обучать воспитанников танцам).] с педагогом Филиппо Бекари, который должен был обучать воспитанников танцам.

В 1778 году педагога «классов танцования» Филиппо Бекари сменил педагог Л. Парадиз, который в 1779 году подготовил первый выпуск [Всеволодский-Гернгросс. В. История театрального образования в России в XVII — XVIII вв. Т.1. (Список первых выпускников «классов танцования».)] воспитанников, получивших балетное образование, их славные имена вошли в историю московского балетного театра: Г. Райков, И. Еропкин, В. Балашов, А. Собакина, Д. Тукманова и др.

В 1784 году «классы театрального танцования» Воспитательного дома — педагоги и воспитанники — были по контракту [ЦИАМ. Ф. 127; Оп. 2. Т. 1; ед. хр 7; л. 88 (Контракт Опекунского совета Московского воспитательного дома с антрепренером Петровского театра М. Медоксом, по которому «классы изящных художеств» (педагоги и воспитанники) перешли в школу Петровского театра).] с М. Медоксом присоединены к Петровскому театру.
17 марта 1776 года князь П. Урусов получил правительственную привилегию [ЦГАДА. Документ от 17 марта 1776 года. (Этот день считается днем основания Большого театра, рождения его труппы).] на содержание в Москве «театральных, всякого рода представлений». По указу Императрицы Екатерины II началась систематическая и непрерывная деятельность русского профессионального музыкального театра. Дата получения правительственной привилегии считается днем основания Большого театра, рождения его труппы.

Московское императорское театральное училище в XIX — начале ХХ века

После пожара Петровского театра в 1805 году и организации Императорских театров в 1806 году Московскую балетную школу передали в ведение Конторы императорских театров, и она стала называться Московским императорским театральным училищем.

В 1809 году было утверждено «Положение об Императорских Санкт-Петербургском и Московском театральных училищах» [6]. Главной целью их учреждения являлось: «Усовершенствование Российских спектаклей, балетов, пополнение и, ежели возможно, составление оркестров, заменение иностранных художников театральными воспитанниками». В «Положении» ряд статей был посвящен подготовке артистов по специальным и общеобразовательным дисциплинам.

Первыми педагогами в балетном отделении школы были итальянские и французские мастера, но уже в начале XIX века в школе наряду с иностранными учителями начинают преподавать русские педагоги и среди них выдающийся танцовщик, балетмейстер, педагог Адам Глушковский, любимый ученик и последователь прославленного балетмейстера Шарля Луи Дидло. Адам Глушковский (тогда танцовщик Санкт-Петербургских театров) был назначен балетмейстером Петровского театра, первым педагогом и руководителем театральной школы в 1812 году. Это назначение имело огромное положительное значение для дальнейшего развития московского балета.

Московская школа балета не забывает, что именно Адам Глушковский за день до вступления Наполеона и его армии в Москву в 1812 году, с большими трудностями вывез воспитанников, педагогов, артистов Петровского театра из Москвы в маленький город на Волге — Плёс [Глушковский А. П. Воспоминания балетмейстера. Л.-М., 1940. (Московское императорское театральное училище в эвакуации в г. Плесе в 1812 г.)]. В Плёсе он организовал занятия воспитанников, а при переезде школы из Плёса в Кострому, подготовил их к участию в спектаклях Костромского театра.
Учениками А. Глушковского и известной французской балерины и педагога Ф. Гюллень-Сор (Т. Иванова (Глушковская), Д. Лопухина, А. Воронина-Иванова, Е. Санковская, И. Лобанов, К. Богданов, Н. Пешков) в 20-30 годах XIX века украшали сцену Петровского, а с 1825 года — Большого Петровского театра (построенного на месте сгоревшего Петровского театра).
Во главе Московских театров и училища в 20-х — начале 40-х годов XIX века директорами стояли образованнейшие люди своего времени, стремившиеся поднять уровень образования в театральной школе на должную высоту: А. Майков, Ф. Кокошкин, М. Загоскин. Среди педагогов общеобразовательных дисциплин был известный критик и журналист, профессор Московского университета Н. Надеждин.

В 40-х — 50-х годах XIX века в стенах школы под руководством педагогов К. Богданова, А. Ворониной, Ф. Монтассю, А. Смирнова, Д. Кузнецова и Ф. Манохина, воспитывались и созревали будущие замечательные танцовщики и танцовщицы, соединявшие в себе хореографическое дарование с большим артистизмом, такие как: В. Гельцер, П. Лебедева, С. Соколов, И. Ермолов, О. Николаева. Огромное влияние оказывало на творческий рост общение учеников с великим русским актером М. Щепкиным, который преподавал в школе актерское мастерство с 1832 года.

В 1863 году был подготовлен проект нового устава [Борисоглебский М., Материалы по истории русского балета. Л.1938. Т.1. (Устав 1863 г. Московского императорского театрального училища)] театрального училища, предусматривавший весьма существенное его переустройство. Ученикам предлагалось образование: 1) физическое, 2) нравственное, «основанное на религиозных началах и соблюдении церковных обрядов», и 3) обучение наукам и искусствам.

В общее образование входили Закон Божий, русская словесность, французский язык, арифметика, география, история и мифология, естественная история, рисование и чистописание, музыка — фортепиано и скрипка.
Специальный курс обучения балетному искусству составляли: танцы балетные, характерные и бальные, мимика, фехтование, «частная постановка и представление на театре училища небольших балетов». Впервые устав предусматривал составление подробных программ по всем общеобразовательным и специальным предметам. От преподавателей даже требовалось письменное изложение — «методы, по которой они намерены преподавать избранные ими предметы в училище». Новым уставом были введены журнальный учет работы педагогов, ежедневная регистрация поведения учащихся, пятибалльная оценка в науках и искусствах, меры поощрения для успевающих и меры исправительные для «нерадивых и шаловливых». Участие всех учеников балетного отделения в балетных спектаклях и на выходах в драматических спектаклях носило обязательный характер. В учебно-воспитательную жизнь впервые были введены начала коллегиальности. Все вопросы подлежали рассмотрению и предварительному решению на ежемесячной конференции училища, в состав которой входили управляющий, инспектор, главный надзиратель, надзирательница и весь педагогический персонал.

Новый устав был введен в 1865 году, и все его статьи вошли в «Положение» 1888 года [Бочарникова Е., Мартынова О. Московское хореографическое училище. М., 1954г. С 65-66. (Положение 1888г. Московского и Санкт-Петербургского театральных училищ).], которое оставалось практически неизменным до 1917 года.

Педагоги школы 60-70-х годов XIX века — в прошлом ведущие танцовщики Большого Петровского театра (С. Соколов, И. Ермолов, всемирно известный Карло Блазис, М. Станиславская, Г. Легат, педагог актерского мастерства известный артист Малого театра В. Самарин) подготовили к выпуску на сцену театра молодых талантливых танцовщиков: П. Карпакову, А. Собещанскую, Л. Гейтен, Н. Домашева, П. Лебедеву, И. Хлюстина и др.

В конце 80-х годов Московское театральное училище уже зарекомендовало себя воспитанием в своих стенах нескольких поколений талантливых артистов, педагогов, балетмейстеров. Конец 80-х годов XIX века отмечен творческим и организационным обновлением русского театра, бурным развитием русской музыкальной культуры и театрального образования в Москве.

25 мая 1890 года вышла в свет «Инструкция» [Бочарникова Е., Мартынова О. Московское хореографическое училище. М., 1954 г. С. 66. («Инструкция» для Московского и Петербургского театральных училищ от 25 мая 1890 года).] для Московского и Петербургского училищ, где определялась их основная цель: подготовка артистов и артисток для балетного искусства; в связи с чем вводилась новая организационная структура — балетное отделение и драматические курсы. Подготовка артистов оперы и оркестра была передана в созданные в Москве и Петербурге консерватории.

В 1895 году, впервые в истории русского хореографического образования, была утверждена и положена в основу дальнейшего преподавания «Программа занятий балетными танцами», составленная артистом балета Мариинского театра В. Степановым. О такой программе мечтал еще А. Глушковский. Утвержденная «Программа», обобщающая и систематизирующая опыт хореографической педагогики в России, явилась первым документальным и литературным руководством московской школы.
В 1898 году балетное отделение училища было преобразовано, количество учащихся увеличилось до ста человек.

В эти годы в школе начинают свою многолетнюю деятельность В. Тихомиров, А. Горский, В. Рябцев, В. Мосолова, М. Мордкин, А. Валинин. На новых условиях были приглашены И. Хлюстин, М. Станиславская, В. Гельцер, Н. Домашев.

Крупнейшая заслуга в деле воспитания молодых артистов балета, педагогов, балетмейстеров принадлежит Василию Дмитриевичу Тихомирову, который продолжил, развил и обогатил традиции московской и петербургской балетных школ.

В начале XX века Московское императорское театральное училище претерпевало сложные времена. Ставился даже вопрос о его закрытии. К 1912 году закрылось драматическое отделение училища. С 1913 до 1917 годов выпусков из Московского театрального училища не было. Но, несмотря на все эти трудности, Московская балетная школа, благодаря работе педагогов во главе с В. Тихомировым, вырастила большое количество отлично подготовленных танцовщиков: С. Федорову, В. Рябцева, Л. Лащилина, М. Рейзен, Л. Жукова, Е. Андерсон, Е. Адамович, В. Кригер, М. Кандаурову, И. Смольцова и многих других.

Московская балетная школа в советское время

Заканчивая обозрение истории Московской балетной школы с 1773 по 1917 год и переходя к периоду с 30-х годов XX века по наше время, приведем слова [Тихомиров. В. Основы хореографического образования//В. Д. Тихомиров. Артист балетмейстер, педагог. М. 1971.] артиста, балетмейстера, педагога, легендарного В. Тихомирова: «Все изучая, а подчас и заимствуя, главным образом от французской, скандинавской и итальянской школы, великие русские мастера балета свели воедино свои обширные знания и опыт, оплодотворив его гением русского национального характера. Таким образом, сложилась русская хореографическая школа, непревзойденная во всем мире, которая стала во главе мирового классического танца».

В 1920 году было принято «Положение» о государственной балетной школе, и после двухлетнего перерыва она возобновила свою работу. По новому положению, училище передавалось Большому театру. Во главе его встали ведущие артисты, которым принадлежала решающая роль в развитии московского балета этого времени — А. Горский и В. Тихомиров.

Александр Алексеевич Горский — известнейший балетмейстер, ученик великого М. Петипа, педагог, с именем которого связаны лучшие достижения московского балета в эти годы. Творчески разносторонний человек, скромный труженик, он отдал всю свою жизнь, все свои силы на развитие балетного искусства и Московского хореографического училища.

В 1922 году В. Тихомировым были составлены «Требования», предъявляемые к учащимся государственной балетной школы при переходных испытаниях, а также «Требования», предъявляемые к лицам, окончившим школу и желающим поступить в Большой театр. В. Тихомировым была составлена Программа классического танца, преподаваемого в школе, вскоре им же была составлена программа музыкального образования. В. Тихомиров по-прежнему был верен русской школе классического танца и вложил немало сил в сохранение классического наследия и развитие хореографического образования. Расширился список изучаемых предметов. В него вошли: история театра, история балета, история изобразительного искусства, история сценического костюма.
В 1922 году в исполнении воспитанников училища был показан балет «Вечно живые цветы» Бориса Асафьева, хореография А. Горского, в котором впервые была сделана попытка отобразить в балете современную жизнь.
Среди имен первых выпускников 20-х годов XX века — имена прославленных деятелей хореографии, известные теперь во всем мире: А. Мессерер, И. Моисеев, М. Габович, Н. Подгорецкая, Л. Банк, В. Кудрявцева, Е. Ильющенко, Т. Устинова, Н. Тарасов, А. Руденко.

В школе преподают в прошлом ведущие танцовщики театра А. Джури, Е. Шарпантье, Л. Жуков. Мимику и грим ведут: крупный театральный деятель А. Петровский, В. Рябцев, Е. Долинская, С. Чудинов, прекрасный характерный танцовщик и мимический актер И. Сидоров.

Постановка на сцене ГАБТ новых балетов «Красный мак» Р. Глиэра, «Пламя Парижа» Б. Асафьева, «Лауренсия» А. Крейна, расцвет балета в национальных республиках, где в это время рождаются театры и хореографические училища, — все это, естественно, требовало и дальнейшего развития балетного образования.

В 1931 году балетную школу реорганизовали в балетный техникум при Большом театре, т. е. она была преобразована в среднее специальное учебное заведение. Были созданы новые программы по специальным дисциплинам.
Впервые в истории балета ставятся на научную основу вопросы обобщения огромного опыта, накопленного в области хореографического образования; впервые педагоги-хореографы приступают к аналитической работе. Создаются методические комиссии для выработки единой методики преподавания классического танца. Работа этих комиссий приводит позднее к организации в училище научно-методического кабинета. Обязательными стали классы дуэтного и исторического танца, игры на фортепиано, ритмики, физкультуры, драматической выразительности, а также предмет «Хореодрама» (педагог Игорь Моисеев). Организовались специальные отделения для подготовки педагогов и балетмейстеров. Было введено обязательное семилетнее образование. К этому же времени относится и начало методического сотрудничества Московской и Петербургской балетных школ, так много давшее нашему балету.
С 1923 года в училище начинает преподавать ведущий артист балета Н. Тарасов, с именем которого связана серьезная работа по созданию научной методики классического танца.

Для обмена опытом в Москву приезжает группа петербургских педагогов во главе с В. Семеновым: М. Кожухова, А. Чекрыгин, М. Леонтьева, Е. Гердт. Так началось взаимопроникновение двух школ. Этот опыт не мог не сказаться положительно на всей учебе и творческой жизни московской школы.
В 1932-1933 учебном году силами школы был поставлен балет П. Чайковского «Щелкунчик» в редакции А. Монахова и А. Чекрыгина.

Спектакль завершился большим дивертисментом, в котором приняли участие ученики средних и старших классов. В 1937 году училище создает новый детский балет «Аистенок» на музыку Д. Клебанова, хореографы А. Радунский, Н. Попко, Л. Поспехин. Спектакль «Аистенок» был включен в репертуар Большого театра. В эти годы училищу удалось привлечь в свои стены видных балетмейстеров Л. Якобсона, К. Голейзовского, В. Бурмейстера, ведь в задачи предмета «Производственная практика» входило освоение спектаклей из репертуара Большого театра: классического наследия, современных балетных спектаклей и постановок молодых балетмейстеров. Это позволяло учащимся знакомиться с различными хореографическими формам.

В 1933-1934 учебном году создается аспирантура с 3-х летним сроком обучения, которая в 1937 году была переименована в педагогическое отделение техникума. Это было нужное и важное начинание — артисты, закончившие свою карьеру танцовщиков, могли получить стройную систему педагогического образования. Отделение просуществовало до Великой Отечественной войны и внесло свою лепту в хореографическое образование в стране.

В 1936 году в Московском хореографическом училище впервые открылось национальное отделение, а в 1939 году состоялся его первый выпуск. Обучение велось в сжатые сроки.

Успеху в работе МХУ тех лет способствовал талантливый состав педагогов: В. Семенов, который был Художественным руководителем училища с 1931 года, А. Монахов, А. Мессерер, С. Мессерер, А. Чекрыгин, Е. Гердт, Н. Тарасов, Е. Долинская, Л. Рафаилова, Т. Ткаченко, Е. Лапчинская, А. Руденко, В. Голубин, А. Царман, А. Кузнецов, А. Варламов, П. Гусев. Из выпускников 30-х годов XX века ведущее положение в театре заняли О. Лепешинская, С. Головкина, И. Тихомирнова, Л. Черкасова, Ю. Кондратов, А. Чичинадзе, Е. Фарманянц.
Педагоги школы начинают уделять внимание специальному и общему образованию. Теперь в школе изучают математику, физику, химию.

Расширяется преподавание специальных теоретических дисциплин — истории театра и балета, изобразительного искусства.

В 1938 году на Всесоюзном совещании хореографических училищ страны обсуждалась единая программа и единый метод обучения преподавания классического танца, который до сих пор отсутствовал в школах. На совещании был рассмотрен обширный круг вопросов. В результате этого в МХУ и была создана экспериментальная группа с шестилетним сроком обучения, первые выпуски которой подтвердили правильность этого начинания.
Результатом научно-исследовательской работы, проводимой в эти годы в училище, было создание первого учебно-методического пособия по классическому танцу — «Методика классического тренажа». Авторами этого труда, подготовленного научно-исследовательским кабинетом училища и изданного в 1940 году, были педагоги Н. Тарасов и А. Чекрыгин, В. Мориц. В том же году училищем был подготовлен к изданию историко-литературный труд о Московском театральном училище — «Воспоминания балетмейстера» А. Глушковского (публикация и вступительная статья Ю. Слонимского, под общей редакцией художественного руководителя училища П. Гусева).

Ровно через месяц после Выпускного концерта училища началась Великая Отечественная война. Училище было эвакуировано в г. Васильсурск на Волге. И так же, как в далеком 1812 году школу спасал от наполеоновского нашествия А. Глушковский, в 1941 году во время эвакуации школу возглавил педагог Московского хореографического училища при Большом театре СССР Н. Тарасов. Несмотря на большие трудности переезда в маленький город на Волге Васильсурск, 15 педагогов и 155 учеников начали учебный год в эвакуации 1 сентября 1941 года. Два года, проведенные в эвакуации, были серьезным испытанием для всего коллектива школы. Несмотря на неприспособленность помещения для работы, для занятий специальными предметами, отсутствие в первое время музыкального инструмента, нот, затруднения с отоплением и прочее, Московское хореографическое училище подготовило концертную программу для выступлений в госпиталях, в колхозах, в местных школах. Балетмейстер Касьян Голейзовский, который эвакуировался вместе со школой, поставил балет «Елка Деда Мороза».

Среди участников спектакля — ученики Р. Стручкова, А. Лапаури, И. Дашкова, Л. Крупенина. Все они стали известными танцовщиками, народными артистами, прославили свою школу.

За годы войны школа постаралась сохранить все ценное, что было накоплено, и продолжить свой путь дальше.

Московское хореографическое училище в послевоенный период

В 1944 году на сцене концертного зала имени П. И. Чайковского состоялся первый выпускной концерт училища после войны. Среди выпускников была блистательная Майя Плисецкая. Составляя программу выпускного концерта, директор и художественный руководитель училища Н. Тарасов писал: «Вся программа должна явиться показом методов работы училища, воспитывающего свои кадры в лучших традициях русского классического балета и стремящаяся создать на этой основе новые художественные ценности».

В 1946 году состоялась премьера балета «Снегурочка» П. Чайковского и концертного номера «Суворовцы», которые были поставлены для школы молодым талантливым хореографом и педагогом школы В. Варковицким.

В 1947 году Московским и Ленинградским хореографическими училищами был снят полнометражный фильм о методике преподавания классического танца, авторами сценария были великие педагоги А. Ваганова и Н. Тарасов.
С 1948 года в школе возобновляется работа научно-методического кабинета, в которой участвует весь состав преподавателей специальных дисциплин. К руководству отделениями классического танца привлекаются старшие педагоги училища: по женским классам — М. Кожухова, по мужским — Н. Тарасов.

В 1948 году в училище открывается специальная кафедра народно-характерного танца, которой руководит А. Кузнецов. На кафедре создается программа изучения целого ряда танцев народов России. Здесь продолжается работа над академическим характерным танцем, входящим в репертуар театра, упорядочивается и дальнейшая разработка характерного экзерсиса (станок и середина). На основе практической работы педагога в классе, в процессе детальных коллективных обсуждений подвергается углубленному изучению система преподавания специальных дисциплин в училище. Тщательно пересматриваются и совершенствуются учебные программы, в которых закрепляется важный раздел — об обязательном прохождении театрального репертуара, налаживается связь школы с театром, прерванная войной. Ведется огромная работа по созданию спектаклей, концертных программ. Работа над репертуаром прививает так необходимые ученикам сценические навыки, знакомит с историческими стилями, способствует развитию танцевальности, артистической выразительности и общему художественному совершенствованию.

В 1949 году педагог старших классов А. Мессерер ставит 3-й акт балета П. И. Чайковского «Щелкунчик» и дивертисмент. В том же году показана новая работа училища — 2-й акт балета П. Гертеля «Тщетная предосторожность».

В 40-е годы ХХ века педагоги: Н. Тарасов, Е. Гердт, А. Мессерер, М. Васильева-Рождественская, Т. Ткаченко, А. Руденко, А. Варламов, М. Габович, М. Кожухова, Г. Петрова, М. Семенова и др. — подготовили к выпуску учеников, многие из которых принесли славу советскому балету. Назовем их имена: М. Плисецкая, Ю. Жданов и Л. Жданов, Р. Стручкова, А. Лапаури, Р. Карельская, И. Израилева (Зубковская), Г. Евдокимов, З. Кикалейшвели, Э. Володин, В. Бовт, Л. Сахарова, Е. Минская, С. Виноградова, Л. Крупенина, Т. Зимина, М. Газиев, П. Хомутов, Л. Голованов, Г. Кириллина, М. Самохвалова, Э. Кашани, В. Василёв, Э. Власова и др.

В апреле 1950 года состоялась вторая конференция по хореографическому образованию, и был проведен смотр хореографических училищ СССР. Основной установкой в работе конференции являлась выработка и утверждение единой системы, единой методологии хореографического образования. В работе конференции принимали участие крупнейшие деятели советских балетных школ: А. Ваганова, Н. Тарасов, О. Иордан, А. Бочаров, Н. Ивановский, Н. Тарасов, М. Кожухова, А. Кузнецов.
Результаты смотра и проведенная конференция наглядно показали, что Московское хореографическое училище при ГАБТ СССР занимает ведущее положение среди балетных школ Союза. В 1950-1951 учебном году в училище был введен новый предмет — этюды на современные темы (педагог В. Варковицкий), и это сказалось на улучшении организации производственной практики в училище. Концертная программа училища обогатилась различными национальными танцами, поставленными балетмейстерами из республик.

В 1951 году был подготовлен балет в 3-х действиях П. Чайковского «Щелкунчик» в хореографии В. Вайнонена, и балет «Тщетная предосторожность» в хореографии А. Горского, где были задействованы только ученики училища.

В 50-е годы учащиеся московского хореографического училища впервые принимают участие в зарубежных художественных смотрах: Фестивале молодежи и студентов Праге — в 1950 году, Фестивале молодежи и студентов в Берлине — в 1951 году. Жюри обоих фестивалей присудило молодым танцовщикам из Москвы первые премии по классическому танцу. Летом 1950 года состоялась первая концертная поездка школьной бригады, которая состояла из учеников 8-го и 9-го года обучения, по городам Крыма и Кавказа. Успех концертов учащихся хореографического училища был отмечен в местной прессе.

В училище в эти годы продолжалась методическая работа, обсуждались вопросы о применении системы К. Станиславского в хореографическом искусстве, были разработаны новые программы курсов народных танцев, начал выпускаться «Бюллетень методического кабинета хореографического училища ГАБТ СССР», статьи которого освещали вопросы педагогической теории и практики, методики преподавания специальных дисциплин за рубежом, истории балета, публиковались переводы иностранных изданий по специальным дисциплинам.

Имена выпускников московского хореографического училища 50-х годов известны всему миру: Н. Фадеечев, М. Кондратьева, В. Васильев, Е. Максимова, М. Лиепа, Е. Рябинкина, Б. Хохлов, И. Уксусников, А. Богуславская, Л. Богомолова, Г. Ледях, Г. Ситников, Я. Сех. «Любой театр, в который они попадут, получит высококвалифицированные кадры. Для педагогов это большая удача, а для школы радостное явление», — сказал Л.М. Лавровский на одном из выпускных экзаменов. Их подготовили такие педагоги, как: Н. Тарасов, Е. Гердт, А. Мессерер, С. Мессерер, Т. Ткаченко, М. Васильева-Рождественская, М. Кожухова, А. Кузнецов, М. Семенова, В. Яновская.

60–70-е годы XX века

В 1960 году директором Московского хореографического училища стала только что завершившая сценический путь известная балерина С. Головкина. Через 27 лет после окончания Московского училища она вернулась в него вновь, обогащенная огромным опытом.

С. Н. Головкина принесла с собой в школу глубокое понимание новых требований театра, широту кругозора, негаснущий творческий темперамент экспериментатора и фанатическую увлеченность новой профессией — профессией педагога. Художественным руководителем был назначен Ю. Кондратов — в прошлом выпускник Московского хореографического училища, ведущий солист Большого театра. С первых дней школа включилась в работу: готовился новый учебный план в связи с переходом школы с девятилетнего на восьмилетнее образование.

В 1961 году Московское хореографическое училище при ГАБТ СССР получило название Московское академическое хореографическое училище при ГАБТ СССР.
В сентябре 1961 года вышло «Положение об открытии двухгодичных курсов подготовки педагогов для хореографических училищ». Началась планомерная и постоянная работа по обучению будущих преподавателей хореографических училищ страны. Лекции по специальным дисциплинам сочетались с практической работой в классах ведущих педагогов училища. За двадцать с лишним лет работы этих курсов их закончили педагоги, присланные на стажировку из всех училищ России. Многие из них и сегодня являются основным педагогическим составом училищ нашей страны и стран ближнего зарубежья.
Ждал своего обновления и репертуар училища. Необходимо было также рассмотреть вопрос о сценической практике и пересмотреть нормы занятости учащихся в спектаклях театров. Наконец решен был вопрос о строительстве нового здания для училища на 2-й Фрунзенской улице. Проект начала разрабатывать 12-я мастерская «Моспроекта-1». Новое помещение было рассчитано на 600 человек учащихся, что позволило бы значительно увеличить прием одаренных детей из других городов и республик.
В 1964 году был утвержден новый учебный план. Срок обучения в школе сокращался с девяти до восьми лет. Пятый класс училища, который соответствовал восьмому классу общеобразовательной школы, становился рубежным, определяющим дальнейшую специализацию. Создавалось два отделения: классического танца и русско-классического танца. К этому времени были созданы новые программы по специальным предметам и перестроены программы искусствоведческих дисциплин. Освободившееся время отводилось на сценическую практику.

В 1964 году художественным руководителем школы был приглашен Леонид Михайлович Лавровский. Воспитанник Ленинградского хореографического училища, крупный балетмейстер, человек большой культуры, блестящий знаток классического танца, Лавровский глубоко понимал и жизнь школы во всей ее специфике, и задачи, которые перед ней стояли. С его приходом в школу, прежде всего, решались проблемы сценической практики. Весь свой талант, весь опыт Лавровский отдал школе. За три года его работы появились одноактные балеты «Танец цветов» Р. Глиэра, «Вальс» и «Болеро» М. Равеля, вершина творчества Лавровского в училище «Классическая симфония» С. Прокофьева. Была им восстановлена и «Пахита» Л. Минкуса.
В 1965 году Московское академическое хореографическое училище при ГАБТ СССР стало именоваться Московское академическое хореографическое училище.

К работе в училище привлекали молодых балетмейстеров. В 1965 году на сцене Большого театра состоялась премьера спектакля училища «Цветик-Семицветик», музыка Е. Крылатова, балетмейстер О. Тарасова. Постановка вызвала положительные отзывы прессы.

1967–1968 учебный год начался в новом здании. Оно представляло все необходимое для жизни и учебы будущим артистам балета. Новое помещение, рассчитанное на 600 человек, позволило значительно увеличить прием одаренных детей из других городов и республик.

В 60–70-е годы XX века большое место в творческих поисках, которые вело училище, занимали вопросы преподавания актерского мастерства, так как сокращение обучения на один год заставило педагогов искать новые методы и формы обучения. В младших классах был введен курс гимнастики, специально выработанный училищем совместно с Научно-исследовательским институтом физиологии детей и подростков и Институтом физической культуры.
Ширились и крепли связи московской школы с хореографическими училищами страны. Со всех концов съезжались в Москву педагоги-хореографы, чтобы перенять опыт своих коллег.

В 1964 году приказом Министерства культуры СССР на Московское академическое хореографическое училище возлагаются обязанности методического центра страны. Педагогов школы приглашают к себе хореографические школы Канады, Дании, Финляндии, Швеции, Монголии, Польши, ГДР.
В эти годы в школе преподает прекрасный состав педагогов: С. Головкина, П. Пестов, Л. Жданов, Н. Золотова, Б. Рахманин, И. Уксусников, Г. Кириллова, Г. Кузнецова, Н. Беликова, И. Воронина, И. Ивлиева, Е. Фарманянц, К. Зацепина, К. Рихтер, Е. Малаховская, Н. Чистова, Л. Литавкина, Л. Черкасова, А. Жуков, Е. Лапчинская, Л. Рафаилова, А. Климов, Е. Валукин, В. Кошелев.

В 70-е годы XX века Студия Центрнаучфильм совместно с Московским академическим хореографическим училищем начинает снимать фильм «Основы классического танца», ставший уникальной работой всего педагогического состава и учащихся училища с первого по выпускной класс. В фильм вошли разделы: экзерсис у станка, экзерсис на середине, прыжки, вращение, сценическая практика. Продолжительность каждой из частей — 60 минут. Авторы первых частей сценария фильма — С. Головкина и Л. Лавровский. В репетициях и съемках были заняты ведущие педагоги, исполняли движения ученики школы, многие из которых теперь известные деятели хореографического искусства — М. Леонова, В. Лагунов, А. Богатырев, В. Гордеев, М. Дроздова.

Состоялись успешные поездки училища с концертной программой по городам страны — Орехово-Зуево, Ижевск, Воткинск (музыкальный фестиваль на родине П. И. Чайковского), Ленинград, Кишинев и за рубежом — Италия, Париж-Лондон, Испания, Монако, США.

«2 декабря, (1967) полночь. Последние выступления юных солистов Московского академического хореографического училища заканчиваются криками «виват». Труппа, представленная вне конкурса, получает Grand Prix Парижа. V Международный фестиваль танца завершается триумфом», писала газета «Журналь де Женев» в 1967 году. Среди участников поездки были ученики выпускного класса М. Леонова, В. Гордеев, М. Дроздова.

В начале 70-х годов в репертуаре училища появились два новых балета: «Наш двор» на музыку Т. Хренникова, хореография Н. Касаткиной, В. Василева и «Русская сказка» на музыку М. Чулаки, хореография А. Дементьева.

В 1971 году «За заслуги в деле подготовки хореографических кадров» Московское академическое хореографическое училище было награждено Орденом Трудового Красного Знамени.

В 1973 году школа отметила 200-летие со дня основания. Училище поздравили все балетные театры и школы мира. Выпускники, ставшие известными артистами, педагогами, балетмейстерами, в этот день со сцены Большого театра произнесли напутствие своим юным коллегам: «Всегда берегите прекрасные традиции нашей родной школы и помните о вечной обязанности самозабвенно трудиться во имя нашего великого искусства».

В 1977 году состоялась премьера балета Л. Делиба «Коппелия», в 1979 году — «Тщетная предосторожность» П. Гертеля, постановка А. Горского в новой редакции С. Головкиной, А. Радунского, М. Мартиросяна.

Обращение школы к балетам, являющимся классическим наследием хореографов мира, стало возможным благодаря высокому уровню подготовки в училище.
В 60-70-е годы XX века из московского академического хореографического училища были выпущены воспитанники, которыми гордится московская школа: Н. Бессмертнова, М. Лавровский, Н. Сорокина, Ю. Владимиров, Б. Акимов, М. Леонова, М. Дроздова, В. Тедеев, В. Кириллов, А. Михальченко, В. Деревянко, И. Мухамедов, В. Моисеев, Д. Харангозо, Р. Бапов, Д. Симкин, М. Перетокин, Ю. Малхасянц, А. Фадеечев.

В 60-70 годы XX века на базе Московского академического хореографического училища были проведены Всесоюзные смотры хореографических училищ страны — в 1961 г., 1965 г., 1969 г., 1976 г.

Училище также принимало участие во всесоюзных семинарах:
• по преподаванию классического танца в младших, старших и средних классах — в Москве и Перми в 1971 г., 1972 г., 1976 г.;
• по преподаванию народно-сценического танца — в Киеве, Ереване, Риге в 1966 г., 1971 г., 1981 г.;
• по преподаванию дуэтно-классического танца — в Ленинграде в 1966 г.;
• по историко-бытовому танцу — в Ленинграде в 1978 г.;
• по актерскому мастерству — в Ереване в 1967 г.;
• по сценической практике — в Киеве в 1972 г.;
а также в конференциях по комплексной проблеме «Профессиональное обучение хореографии и психофизиологические особенности подростка» — в Перми в 1975 г. и 1978 г.

Конец ХХ века. От училища к академии

Смотры и семинары были продолжены и в 80-е годы. В 1987 году состоялось первое в истории совещание-семинар руководителей хореографических учебных заведений социалистических стран по программе «Современное хореографическое образование: Проблемы и перспективы развития». Смотры и семинары являлись для всех училищ школой, где можно было поучиться и воочию увидеть, как сохраняются лучшие, прогрессивные традиции школы русского балета, как идет процесс подготовки будущих артистов, и решить многие проблемы, которые были связаны с профессиональным обучением. В итоговых материалах конференций всегда отмечалась высокопрофессиональная, творческая работа коллектива МАХУ.
В конце 80-х годов XX века Московским академическим хореографическим училищем были открыты:
• «Институт русского балета» в Японии, г. Токио (1989–1999);
• Летняя школа балета в США, штат Колорадо, г. Вэйл (1990–1999);
• Школа балета в Турции, г. Стамбул (1997–1999).
Ведущие педагоги училища (С. Головкина, М. Леонова, П. Пестов, Л. Жданов, И. Уксусников, Г. Кузнецова, И. Сырова, Е. Фарманянц, Н. Вихрева, В. Куликова, А. Бондаренко) вели уроки по специальным дисциплинам, представляли мастер-классы, ставили развернутые концертные программы, включающие фрагменты из балетов классического наследия. Слава Летних балетных курсов в США была так велика, что их посетил Президент США Билл Клинтон.
Школа выпустила молодых талантливых танцовщиков: Г. Степаненко, Н. Грачеву, Ю. Клевцова, А. Антоничеву, Д. Гуданова, В. Малахова, А. Ратманского, Ю. Бурлаку, Н. Ледовскую, В. Непорожнего, Г. Смилевского, Н. Крапивину, А. Волчкова, С. Лунькину, А. Яценко, М. Ивата., Я. Годовского, Е. Шипулину.

В 1987 году был открыт Московский государственный хореографический институт (МГХИ) на базе Московского академического хореографического училища в соответствии с постановлением Совета Министров СССР «Об организации государственного хореографического института в г. Москве», № 012 от 26.01.87 г. Этим же постановлением МГХИ был отнесен к высшим учебным заведениям первой категории.

Приказом Министерства Культуры СССР № 701-к от 17.11.87 г. по согласованию с Минвузом СССР ректором МГХИ была назначена Народная артистка СССР, лауреат Государственной премии СССР, профессор С. Головкина. Во исполнение приказа Министерства культуры СССР «Об организации Московского государственного хореографического института Министерства культуры СССР» № 90 от 05.03.87 г. в 1988 г. был разработан и утвержден приказом Министерства культуры СССР №56 от 05.02.88 г. Устав МГХИ.
В целях установления внешнеэкономических связей, развития международных контактов в области хореографического образования и искусства приказом Министерства культуры СССР № 359 от 08.09.89 г. были утверждены соответствующие дополнения к Уставу МГХИ.

В 1989 году МГХИ был занесен в Государственный реестр участников внешнеэкономических связей СССР № ПР-1145/1904 и получил соответствующее свидетельство. В связи с утверждением в 1989 г. Гособразованием СССР нового Положения о высшем учебном заведении СССР и порядка его регистрации, Советом Московского государственного хореографического училища 14.12.89 г. был утвержден Устав учебного комплекса — «Московский государственный хореографический институт и Московское ордена Трудового Красного Знамени академическое хореографическое училище при Московском хореографическом институте — The Bolshoi Ballet Academy», который был зарегистрирован Министерством культуры СССР 20.04.90 г. под № 09-01/В-У.

Решение о создании в составе МГХИ кафедры хореографии было принято Министерством культуры СССР в 1988 году, приказ № 122 от 21.03.88 г. В 1988 году это была единственная кафедра, объединяющая весь работающий в институте профессорско-преподавательский состав. С 1988 года кафедрой хореографии МГХИ заведовал Главный балетмейстер ГАБТа РФ, Герой Социалистического труда, Лауреат Ленинской и Государственных премий, профессор Юрий Николаевич Григорович.

С 1993 года на базе МГХИ открыт факультет повышения квалификации (письмо Министерства культуры РФ № 910-01-58/11-12 от 07.12.92 г.). Приказом Госкомвуза РФ № 601 от 20.06.94 г. в МГХИ открыта ассистентура-стажировка по специальности 17.00.01 — Театральное искусство (хореография).

МГХИ с момента возникновения рассматривался как высшее звено образования, «надстраиваемое» над сложившимся средним специальным учебным заведением — Московским академическим хореографическим училищем, педагоги которого стали первыми штатными преподавателями института: народная артистка СССР, профессор С. Головкина, заслуженный артист РФ П. Пестов, заслуженные деятели искусств РФ Е. Фарманянц, И. Воронина, Л. Коленченко, А. Бондаренко, Л. Жданов, заслуженный деятель искусств Республики Башкортостан Г. Кузнецова, народная артистка РФ М. Леонова.

МГХИ привлекал для чтения лекций и проведения практических занятий ведущих преподавателей из различных учебных и научно-исследовательских заведений г. Москвы: Московского государственного университета, Российской Государственной академии управления, Российского института искусствознания.
В 1995 году по приказу Министерства культуры № 690 от 09.10.95 г. «О реорганизации Московского академического хореографического училища», училище было присоединено к Московской государственной академии хореографии на правах структурного подразделения. Приказ гласил: «Считать Московскую государственную академию хореографии правопреемником Московского академического хореографического училища».

В связи с реорганизацией МГАХ путем присоединения МАХУ к Академии по приказу от 14.05.96 г. и регистрации Устава МГАХ № 5136-2 от 14.05.96 г. были организованы следующие кафедры: классического танца (женского), классического танца (мужского), дуэтно-классического танца, народно-сценического и историко-бытового танца, музыкального образования, гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Были организованы цикловые комиссии: преподавателей общеобразовательных дисциплин и концертмейстеров; сохранился научно-методический отдел.

Заканчивался XX век. На сценах Большого театра, театров страны танцевали талантливые выпускники московской школы балета, в репертуаре школы были фрагменты из балетов классического наследия и концертная программа, содержащая постановки современной хореографии.

МГАХ под руководством
Марины Константиновны Леоновой

С 2002 года ректором Московской государственной академии хореографии является выпускница московской балетной школы – народная артистка России, лауреат премии Правительства Российской Федерации, кандидат искусствоведения, профессор Марина Константиновна Леонова. Художественный руководитель Академии — выпускник московской балетной школы, народный артист СССР, лауреат Ленинской и Государственной премий СССР Михаил Леонидович Лавровский. Кафедру хореографии возглавляет Герой Социалистического труда, народный артист СССР, лауреат Ленинской и Государственных премий СССР, академик Юрий Николаевич Григорович.

В настоящее время Московская государственная академия хореографии (далее также – Академия) – признанный во всем мире образовательный центр в области балетного искусства,  многоуровневый образовательный комплекс с развивающейся учебно-методической базой, обеспечивающий непрерывное образование в области хореографического искусства, сохраняющий и преумножающий наследие многих поколений выдающихся представителей хореографического искусства и педагогики балета.

Структура Академии отражает специфику деятельности творческого вуза, реализующего образовательные программы разных уровней, а также ведущего большую художественно-творческую, культурно-просветительскую, методическую и научную работу в своей области. В настоящее время в структуре Академии:  учебно-методическое управление, 3 факультета (исполнительский факультет, педагогический факультет, факультет дополнительного образования), 6 межфакультетских кафедр (кафедра классического танца; кафедра классического и дуэтного танца; кафедра народно-сценического, историко-бытового и современного танца; кафедра хореографии и балетоведения; кафедра концертмейстерского мастерства и музыкального образования; кафедра гуманитарных, социально-экономических дисциплин и менеджмента исполнительских искусств), отдел аспирантуры и ассистентуры-стажировки; отдел международных связей; отдел концертмейстеров, отдел концертной и профессиональной практики; учебный театр, библиотека, отдел информационных технологий и информационной безопасности, редакционно-издательский отдел; научно-методический отдел, историко-архивный отдел; управление кадров, управление финансов и бухгалтерского учета; инженерный отдел, хозяйственный отдел, транспортный отдел; интернат, столовая, медицинская амбулатория.

Академия реализует основные образовательные программы всех уровней профессионального образования в области хореографического искусства: среднее профессиональное образование (интегрированная образовательная программа в области хореографического искусства), бакалавриат, магистратура, аспирантура, ассистентура-стажировка, а также дополнительные профессиональные программы (повышение квалификации и профессиональная переподготовка) и дополнительные общеобразовательные программы для детей по профилю Академии (в том числе предпрофессиональная программа «Искусство балета»).

В Академии работают высококвалифицированные научно-педагогические работники, ученую степень и (или) ученое звание имеют 39 человек, из них 5 человек имеют ученую степень доктора наук.  Государственные почетные звания в области искусства и культуры имеют 36 работников Академии, из них звание народный артист имеют 5 человек; заслуженный артист – 7 человек; заслуженный деятель искусств – 8 человек; заслуженный работник культуры – 7 человек. Среди работников Академии, имеющих почетные звания, – 5 лауреатов государственных премий за достижения в области хореографического искусства. Работники Академии удостоены государственных наград: Герой Социалистического Труда – 1, орден «За заслуги перед Отечеством IV степени» – 1, орден Дружбы народов – 1, орден Почета – 4, медаль ордена «За заслуги перед Отечеством IV степени» – 2.

Преподаватели Академии ведут большую научно-методическую работу, результаты которой представлены в материалах международных, всероссийских и региональных научно-практических конференций, регулярно проводимых Академией, в периодическом издании «Academia: Танец. Музыка. Театр. Образование», издаваемом Академией с 2004 года, а также в учебных изданиях Академии, среди которых особое место занимают учебные пособия, сохраняющие достижения отечественного хореографического образования, такие как: «Московская школа классического балета на рубеже XX-XXI веков: Педагогическое наследие Л. Т. Жданова (под общ. ред. Вихревой Н.А.)», «Леонова М. К., Бурлака Ю. П. Классическое наследие в репертуаре балетных школ» и другие.

В Московской государственной академии хореографии помимо граждан России проходят обучение граждане 24-х стран. Особое внимание в Академии уделяется детям Крыма и Донбасса.

Востребованность выпускников Московской государственной академии хореографии, получивших среднее профессиональное образование – 100%, высшее образование – 96%. Выпускники Академии получают приглашение на работу в такие ведущие театры, как Государственный Академический Большой театр России, Московский академический Музыкальный театр им. К. С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, театр «Кремлевский балет», Санкт-Петербургский государственный академический театр оперы и балета им. Мусоргского — Михайловский театр, а также другие театры Москвы, Санкт-Петербурга и иных городов России.

Выпускники Академии возглавляют ведущие балетные труппы России: К. Иванов (Марийский государственный театр оперы и балета им. Эрика Сапаева), С. Бобров (Красноярский государственный театр оперы и балета), К. Уральский (Астраханский государственный театр Оперы и Балета), – и таких зарубежных стран, как: США –  А. Ратманский (Нью-Йорк), Р. Бапов, Ю. Посохов (Сан-Франциско), Германия – В. Малахов (Берлин), Италия – В. Деревянко (Флоренция),  Франция – А. Клемм (Париж), Грузия – Н. Ананиашвили (Тбилиси). Ректором Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой является выпускник Академии Н. Цискаридзе.

Академия ведет большую международную деятельность. Московская школа балета оказала большое влияние на развитие классического балета в целом ряде стран — США, Японии, Кореи, Финляндии, Италии, Греции, Болгарии. В начале 1950-х годов педагог и методист школы О. А. Ильина основала балетную школу в Пекине (Китай). Школа в Японии была основана в 60-е годы выдающимися педагогами московской балетной школы С. М. Мессерер и О. Г. Тарасовой. В 90-е годы в г. Вейл, штат Колорадо (США), действовала летняя школа балета, в которой работали преподаватели Академии. В 1980-90-х годах в г. Токио (Япония) действовал круглогодичный Институт русского балета, в котором работали преподаватели Академии. В Корейской национальной балетной компании и Корейской национальной балетной академии (Сеул, Республика Корея) с 2004 года также работали педагоги Московской государственной академии хореографии. С 2007 года по настоящее время в рамках совместного проекта Московской государственной академии хореографии и Русско-Американского Фонда (США) проходят ежегодные летние мастер-классы с участием педагогов и студентов Академии (в г. Миддлбери (Коннектикут) и г. Нью-Йорке), а на базе Московской государственной академии хореографии для студентов США проходят летние мастер-классы, в программу которых входят как специальные хореографические дисциплины, так и интенсивный курс русского языка. Ежегодно Академия проводит курсы повышения квалификации и мастер-классы по классическому танцу, народно-сценическому и историческому танцу для преподавателей в США, обучающие семинары по методике преподавания специальных дисциплин были проведены для преподавателей балетных школ   Италии, Японии, Кореи.

Академия хореографии также ведет плодотворное сотрудничество с известными зарубежными балетными школами и организациями: Russian Ballet International (США), Фонд международной академии ARCO (Рим, Италия), Школа танца Римского Оперного театра (Италия), Академия театра Ла Скала (Италия), Школа Гамбургского балета (Германия), Балетная школа Национального Нового театра (Япония), Балетная школа театра Парижской Оперы (Франция).

На базе Академии для студентов и преподавателей ежегодно проводятся мастер-классы по современной хореографии, которые по приглашению Академии проводят ведущие педагоги-хореографы из США, Испании, Италии, Великобритании.

Высокий международный статус московской балетной школы подтверждают и другие её достижения, среди них — «Premio Roma – Jia Ruskajia», которую Академия получила как лучшая в области хореографического образования.

Академия ведет плодотворную художественную и научно-творческую деятельность. Учащиеся и студенты Академии традиционно заняты в репертуарных спектаклях Большого театра и других ведущих театров Москвы.

Восстановление балетов классического наследия является важной составляющей творческого развития Академии. За последние 13 лет было воссоздано более 30 хореографических произведений. Эти классические постановки исполняются учащимися Академии на лучших сценах не только России, но и всего мира: с ними воспитанники выступают на международных конкурсах, фестивалях, концертах в США, Японии, Франции, Италии, Испании, Греции, Китае.

В 2011 году за постановку балета П. Гертеля «Тщетная предосторожность» в исполнении воспитанников Академии создатели спектакля (в их числе – Ю.Н. Григорович и М.К. Леонова) удостоены почетной награды – Премии Правительства Российской Федерации.

Наряду с сохранением шедевров классического балета, Академия также ведет большую работу по развитию современной хореографии. Среди произведений, находящихся в репертуаре Академии: «Искусство фуги» (И. С. Бах, хореограф Д. Бомбана), «At Still Point of the Turning World» (А. Вивальди, хор. Д. Робертсон), «L`Amoroso» (музыка неаполитанских и венецианских музыкантов, хор. Н. Дуато), Дуэт из балета «Красная Жизель» (П. Чайковский, хор. Б. Эйфман), «Тотем» (В. Артемов, хор. Е. Богданович), «Умирающий лебедь» (К. Сен-Санс, хор. А. Мирошниченко), «Джульетта» (П. Чайковский, А. Исакова, хор. Л. Каннито), «Времена года» (А. Глазунов, хор. Дж. Ноймайер) и др.

Высокий статус Академии подтверждают достижения её воспитанников. Студенты Академии постоянно участвуют в самых престижных международных и всероссийских конкурсах артистов балета, неизменно завоевывая самые высокие награды. За последние 5 лет студенты Академии были удостоены свыше 110 премий и дипломов международных и всероссийских конкурсов, среди которых 6 Гран-при и 26 золотых медали. Из этих наград 36 были получены в 2014 году, объявленном в России Годом культуры: 13 золотых медалей, 6 серебряных, 9 бронзовых и 8 специальных дипломов и призов.

Среди лауреатов XXI века такие выпускники и студенты Академии, как: Н. Осипова, А. Овчаренко, К. Кретова, А. Тихомирова, Ч. Ализаде, А. Соболева, В. Лопатин, К. Рыжкова, Э. Ибраимова, А. Беляков, Д. Бочкова, А. Влашинец, А. Воронцова, К. Ефимов, Д. Загребин, Л. Коновалова, М. Кочеткова, М. Крючков, А. Окунева, Я. Париенко, П. Симеонова, А. Сташкевич, Д. Хохлова, М. Шрайнер, Д. А. Вомак, А. Омельченко, М. Сидоренко, А. Невзорова, Д. Выскубенко, А. Путинцев, Д. Мотта Соарес, Д. Л. Маккей, В. Захарова, Н. Бирюкова, М. Чино, М. Окамура, И. Владимиров, С. Постнова, Г. Иконников, Д. Захаров и др.

Московская государственная академия хореографии ведет большую благотворительную деятельность. Международная ассоциация детских фондов наградила Академию золотой медалью имени Льва Толстого «За выдающиеся заслуги в деле защиты детства и благотворительном служении». От имени Президента Российской Федерации В. В. Путина Московской государственной академии хореографии вручена Памятная медаль за значительный вклад в подготовку и проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи.

Академия ведет научно-исследовательскую деятельность по таким основным направлениям, как: «Становление московской балетной школы и перспективы ее развития», «Исследование эффективных методов подготовки специалистов в области хореографического искусства». Результаты фундаментального научного исследования культурно-исторических истоков и традиций Московской государственной академии хореографии опубликованы в уникальных научных трудах: «Леонова М. К., Ляшко З. Х. Из истории Московской балетной школы (1773–1917 гг.)», «Леонова М. К. Из истории Московской балетной школы (1945-1970)».

Указом Президента Российской Федерации № 15 от 16 января 2016 года федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московская государственная академия хореографии» отнесено к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации.