Интервью журналу «Женщина и политика»

Школа московского классического балета не стоит на месте, мы постоянно развиваемся, совершенствуем свою методику, с большим интересом относимся к тому, что нового происходит в балетном мире в России и за рубежом. Недавно Академия участвовала в проекте Кеннеди центра в Вашингтоне - здесь учащимся и педагогам 4-х ведущих балетных школ мира - Московской государственной академии хореографии (The Bolshoi Ballet Academy), Парижской оперы (Paris Opera Ballet School), школы американского балета (School of American Ballet), Королевской балетной школы (Royal Ballet School) была предоставлена возможность показать свою концертную программу.

№ 1-2 (14) 2010

Интервью журналу «Сцена»

Наша Академия – уникальное образовательное учреждение своего профиля. На протяжении ряда веков самоотверженный труд многих поколений педагогов, других работников и учеников создавал славную историю московской Академии, которой в этом году по самым скромным подсчетам исполняется 235 лет. За столетия существования нашего элитного учебного заведения сформировалось немало традиций, типичных для школы русского классического балета в целом и московской в частности. Поэтому мы просто обязаны их сохранять и развивать. Не менее важно для Академии поддерживать постоянную связь с театрами, учитывая их потребности и пожелания хотя бы потому, что мы «подпитываем» театры, а они – нас.

№ 4 (54) 2008 г.

Терпсихора, зажигающая звезды

Извечное желание «дойти до самой сути» тоже рано проявилось в Леоновой и, в частности, привело в учебную аудиторию педагогического отделения хореографического факультета ГИТИСа, да не просто так, а в мастерскую Марины Семеновой. Познав педагогические премудрости под руководством великой балерины и педагога, Марина Константиновна в 1991 году с новыми силами продолжила свою педагогическую деятельность, начатую двумя годами раньше в Московском хореографическом училище. Но и на этом этапе профессиональных теоретических знаний и практически навыков Леонова не остановилась. Суммируя собственный педагогический опыт и достижения своего учебного заведения, рассматриваемые в контексте творческой жизни Большого театра, она пишет и защищает диссертацию, получая ученую степень кандидата искусствоведения.

2013, № 3-4 (23), с. 80 – 87.

Ю.Н. Григорович о М.К. Леоновой

Марина Леонова пришла в московский балет в счастливую его пору - в конце 196О-х. На сцене Большого театра еще сохранились сочинения старых мастеров - Ростислава Захарова, Леонида Лавровского, Касьяна Голейзовского; еще работали выдающиеся исполнители их поколения. Но уже возникала, активно заявляя о себе, новая генерация артистов и хореографов. И молодая выпускница московского академического хореографического училища по классу С.Н. Головкиной, принятая в труппу, не фрагментарно, а довольно полно и главное - эволюционно, познала исторический путь классического и современного танца на сцене первого театра страны. Познала и органично вписалась в новый стиль, новое поколение, новый репертуар - нашла в нем свое законное место.

к юбилею М.К. Леоновой

Цитаты о Леоновой М.К. из прессы (разных лет)

-Я часто вспоминаю уроки Софьи Николаевны. Она входила в класс всегда красивая, подтянутая, строгая. …Необыкновенно требовательная на уроках, в жизни она любила своих питомцев, как родных детей, радовалась их творческих успехам. Даже после окончания школы, я ощущала пристальное внимание Софьи Николаевне к моей работе, ее участие и поддержку. …Я очень благодарна Софье Николаевне, моей первой «учительнице», как она любила себя называть, наставлявшей меня в премудростях профессии, за глубокие знания в области хореографии, за то чувство ответственности, которое она привила мне к любимому всеми нами искусству балета.

М.К. Леонова

… когда в 1989 году Софья Николаевна Головкина пригласила меня, молодого педагога, доверив преподавать классический танец, репетировать концертный репертуар и вести курс исполнительского мастерства, я приняла эту эстафету и шагнула в самостоятельную, трудную, но прекрасную профессию балетного педагога.

М.К. Леонова
Народная артиста Росси,
Кандидат искусствоведения,
Профессор, ректор Московской
Государственной академии хореографии

... внешний рисунок роли зримо несет на себе отпечаток внутреннего состояния Мирты - Леоновой: высокие арабески смягчены элегической грустью, большие прыжки, окрашенные протяжной кантиленностыо, звучат не как призыв к мщению, а скорее как вздох скорби. А широкая развернутая сцена в начале второго действия, которая особенно удалась танцовщице, прозвучала печальным рассказом о судьбе несчастных девушек.

В. Голубин
«Советская культура», 1975

... чем дольше я наблюдала за молодой артисткой, тем больше видела, как все явственнее будто через тонкую вуаль вырисовывались контуры интересного образа, который в будущем обещает превратиться в прекрасную королеву лебедей - Одетту. Это убеждение во мне особенно окрепло, когда я увидела, с какой проникновенностью вела балерина свою партию в дуэте с принцем. В роли Одиллии Леонова сумела донести до зрителей черты загадочной чаровницы.

Викторина Кригер
«Советская культура», 1973

... Не драму страстей, а жертвенность танцует, здесь артистка: ее Мехменэ Бану страдающая женщина, которая через личную боль, смятение души, через жажду мести пришла к высокому идеалу человеческой доброты.

В. Голубин
«Советская кулътура», 1975

... Мои друзья и я, теперь часто обсуждаем эти счастливые вечера и думаем о молодых артистах, которые нам так понравились... Марина Леонова такая Красивая с сильной техникой. Какой очаровательной «Феей Сирени» она будет...

Мишель Канди
Из писъма к СН. Головкиной.
Лондон. 15марта 1968

Совместная с Академией и выдающимся пианистом современности Михаилом Плетневым - Главным дирижером Российского национального оркестра постановка балета П.И.Чайковского «Щелкунчик». В роли чтеца выступает Олег Павлович Табаков. Решение спектакля было неожиданным: на сцене одновременно и дети, и музыканты. Это - праздник! Торжество музыки и танца.
... Не знаю уж, кто был главным в этот вечер - Михаил Плетнев со своим оркестром или Марина Константиновна Леонова, руководящая из-за кулис вверенными ей силами. Скажу лишь, что удовольствие от выступления воспитанников академии я получил такое, что удается пережить нечасто.
... вспоминаемый мною сегодня «Щелкунчик» в парном исполнении Плетнева и учащихся Академии хореографии - гениален без изъяна. Маэстро удалось извлечь из музыки то, что потаенно присутствует в ней, но, к сожалению, не всегда угадывается и артикулируется дирижерами. Танцовщикам удалось воплотить подлинность переживания процесса взросления даже в силу своего пока еще нежного, но уже пограничного возраста.

Евгений Маликов
Газета «Линия» (Журнал «Балет» в газетном формате), 2008

В 1959 году на конкурс пришла одиннадцатилетняя девочка Марина Леонова. Пришла с мамой.
— Почему вы отдаете девочку в балет? - спросил Николай (Николай Сергеевич Холфин).
Последовал неожиданный ответ:
— Мариночка очень худенькая, может разовьется от ваших балетных занятий.
Профессиональные данные у Марины оказались хорошими и девочка была принята ко мне в детскую группу студии. Вскоре на уроках классического танца стало ясно, что Марина обладает большими способностями. Она от природы музыкальна, эмоциональна, к тому же очень трудолюбива.

Серафима Холфина
«Воспоминания мастеров московского балета»

Марина Леонова – замечательная русская классическая балерина. ЕЕ исполнительское искусство неповторимо раскрылось в спектаклях Большого театра в 1970-1980-е годы. Ее танцевальной манере свойственны совершенство техники и академическая чистота линий. В этом суть ее яркой артистической индивидуальности.

Михаил Лавровский,
Народный артист СССР

... 2-й акт «Лебединого озера, которым открылась программа, дал возможность полюбоваться наиболее интересной танцовщицей вечера - Мариной Леоновой. Присущие ей безупречная техника, точность, глубина, одухотворенность, подтверждают, что это крупный исполнитель.

Колетт Сильва
«В театре на Елисейских полях. Молодые солисты Большого».
Газета «Art et danse» 1970

-Я преподаю вот уже 20 лет. Учу девочек и мне это нравится. Своих нынешних учениц я веду с пятого класса. С детьми у меня всегда прекрасный контакт - никаких проблем с дисциплиной: все работают сознательно, очень стараются. У детей, естественно, разные физические данные, которые надо преодолевать. В балете все - преодоление. Всех этих «не могу!» и «не хочу!» да «никогда не получится!» Кому-то легче работать с маленькими, кому-то - с более взрослыми учениками. Ответственность огромная что в младших, что в старших классах!
В детстве я не мечтала о педагогической деятельности — хотелось танцевать. В театре у меня были прекрасные наставники — Елизавета Павловна Герд, Галина Петровна Петрова. А с Тамарой Петровной Никитиной я проработала половину моей сценической карьеры, подготовила почти все партии. Я также занималась в классе Риммы Клавдиевны Карельской, потом репетировала с Раисой Степановной Стручковой. Стручкова - фейерверк знаний, очень музыкальный педагог, умеет завести - благодаря ей я потом пересмотрела многие партии. Никогда не забуду работу в Николаем Романовичем Симачевым — великолепный репетитор, блестящий знаток репертуара Большого. Думаю, многое из накопленного смогу передать своим ученицам.

М.К.Леонова
Из интервью Виолетте Майниеце, газета «Большой театр»

Носительницей добра, счастья, согласия предстает перед нами героиня Марины Леоновой в этом спектакле. Ее танец словно окрашен в пастельные тона, впечатляет особой прозрачностью пластики - фея Сирени как будто вырастает из той удивительной мелодии, которая пронизывает партитуру Чайковского, олицетворяя силы света, радости.

В. Голубин
«Советская кулътура», 1975