Юрий Григорович, к юбилею М.К. Леоновой, ректора МГАХ

Марина Леонова пришла в московский балет в счастливую его пору — в конце 196О-х. На сцене Большого театра еще сохранились сочинения старых мастеров — Ростислава Захарова, Леонида Лавровского, Касьяна Голейзовского; еще работали выдающиеся исполнители их поколения. Но уже возникала, активно заявляя о себе, новая генерация артистов и хореографов. И молодая выпускница московского академического хореографического училища по классу С.Н. Головкиной, принятая в труппу, не фрагментарно, а довольно полно и главное — эволюционно, познала исторический путь классического и современного танца на сцене первого театра страны. Познала и органично вписалась в новый стиль, новое поколение, новый репертуар — нашла в нем свое законное место. Она совершенствовалась вместе с труппой, впитывала и развивала ее новую эстетику, переживала триумфы, прошла вместе с ней зигзаги ее современной истории. Отсюда разнообразие ее репертуара. В классике — это Одетта-Одиллия («Лебединое озеро»), Фея Сирени («Спящая красавица»), Жизель и Мирта («Жизель»), Жар птица («Жар птица»), 7-й и 11-й вальсы, прелюд, мазурка (Шопениана). В современном направлении — первая исполнительница сольных партий у Леонида Лавровского в «Классической симфонии», «Пахите», «Памяти сердца». Она также входила в мои балеты: Мехменэ Бану («Легенда о любви»), Хозяйка Медной горы (« Каменный цветок»), Эгина («Спартак»), исполняла сольные партии в «Ромео и Джульетте», «Раймонде». Участвовала во многих других постановках: Дульсинея-Альдонса («Рыцарь печального образа»), Беатриче («Любовью за любовь»), Гаянэ («Гаянэ») и «Эти чарующие звуки». Словом, ее личное двадцатилетие работы в Большом балете было интересным и плодотворным.
А когда наступала пора делать в своей творческой судьбе новый выбор, Марина Леонова очень целеустремленно подошла к этой проблеме. Она с отличием закончила курс Марины Семеновой в ГИТИСе и начала педагогическую деятельность в Московской академии хореографии. Сегодня она ректор МГАХ, профессор кафедры классического танца. А это значит, что Московскую школу ведет не просто профессионал, сам прошедший все ее ступени, но человек, для которого мир балетной профессии значительно шире, нежели просто свое сольное в нем положение. Это значит, что ее понятия о собственном предназначении идут через традицию, через необходимость продолжать дело балета и за пределами своей артистической карьеры. Собственно в этом факте вроде бы нет ничего особенного, скорее историческая традиция — идти после сцены в класс преподавать. И в этом есть некий высший порядок нашей профессии: начинать жизнь с класса и продолжать ее в классе же, но в другом качестве. Однако, в случае с Мариной Леоновой мы имеем иное дело. На ее плечах большой груз ответственности за саму Идею Школы, как источник вечного обновления искусства танца. Ее волнения сегодня не меньше, чем в балеринскую пору. Вероятно, большие, когда она смотрит из зала на своих выпускниц — Светлану Лунькину, Наталию Осипову, Ксению Цареву, кореянку Бэ Джу Юн, японку Эмми Харияму. Кто-то стал уже примой и народной артисткой, кто-то лауреатом международных конкурсов, или просто известной солисткой. И за каждой такой индивидуальностью встает нечто общее — основы, базовые ценности русской Школы. А этому стоит посвятить свою жизнь. В последние годы мы с Мариной Константиновной работаем вместе в жюри Сочинского Международного конкурса «Молодой балет мира» и я всегда очень ценю ее мнение об увиденном. Так же, не сомневаюсь, происходит и yа других международных конкурсах балета в Японии, Италии, Люксембурге, Санкт-Петербурге «Приз Вагановой» (Vaganova-Prix), Казани и т.д., куда она постоянно приглашается членом жюри и где ее авторитет имеет большое значение.
Двадцать лет на сцене и уже почти двадцать лет в педагогике — замечательные результаты! Мои искренние поздравления и пожелания милой коллеге, а также мои надежды на продолжение этого уверенного курса.

Юрий Григорович,
русский хореограф. Москва, декабрь 2008