В преддверии 75-летия Великой Победы в Великой Отечественной Войне мы подготовили материал о жизни и творчестве воспитанников Академии с 1941 по 1943 годы.

Война застала большинство учеников Хореографической школы Большого театра (сегодня Московская государственная академия хореографии) в подмосковном лагере «Поленово», их было решено эвакуировать. В небольшой город на Волге Васильсурск под предводительством художественного руководителя и директора училища, заслуженного артиста РСФСР Николая Тарасова отправилось 94 учащихся и 15 человек педагогов и организационного состава Школы. Зимой 1941-1942 года Школа расположилась в деревянном здании клуба водников и сельпо. В доме не было электричества, первое время дети и педагоги спали на полу на матрацах. Мороз в то время в Васильсурске достигал 50 градусов. Занятия классическим танцем проводили в телогрейках и даже иногда в валенках. Постепенно быт стал налаживаться: ребята соорудили станки для занятий из выстроенных в ряд стульев, мастерили костюмы и реквизит, заготавливали дрова и отапливали зал для репетиций самостоятельно.

 

Со временем детей и педагогов разместили на частных квартирах и в гостинице города, начались занятия по общеобразовательным дисциплинам. В расписание трудовой недели ребят входили строевые занятия, политинформация, беседы об истории Васильсурска, сбор лекарственных трав, клубный день с играми и патефоном.

Дети также занимались и общественной деятельностью. Беседовали с участниками боев, организовывали выставки рисунка и детской игрушки, проводили литературные вечера. Летом ученики помогали колхозникам на полях, собирали ягоды и ездили на лесозаготовки. Собранные продукты Школа жертвовала в фонд помощи ленинградским рабочим. Училище даже обзавелось подсобным хозяйством: были построен свинарник и завезены свиньи, получена корова, оборудованы парники и засеяны культуры.

 

Параллельно с обустройством быта шла подготовка концертной программы, включившей в себя классические вариации, белорусский, молдавский и голландский танцы, мазурку Шопена. Первые концерты проходили для раненных в военном госпитале. Пригласительные билеты на выступления писались от руки самими выступающими.

 

Отдельной страницей в истории эвакуационного периода Школы стал приезд в Васильсурск советского танцовщика и хореографа Касьяна Голейзовского. Сразу по приезде Касьян Ярославич начал постановку детского спектакля к Новому году 1942 года по собственному либретто на музыку Константина Потапова. Художником выступил Федор Федоровский. Спектакль был поставлен за восемь дней и назывался «Елка Деда Мороза». Он пользовался особым успехом в период эвакуации Школы. В его основу легли сюжеты русских сказок. Первая картина включает в себя танец главной героини спектакля, девочки Маши, с куклой, ее сон и встречу с Дедом Морозом, который показывает Маше «богато убранную елку с заводными игрушками». Во второй картине игрушки оживают, и на сцене появляются Паяц и Куколки, Красная Шапочка и Волк, Мальчик-с-пальчик, Кот и Кошка и другие, исполняющие дивертисмент. Заканчивался спектакль кодой, в которой танцевали все задействованные в спектакле дети. Постановка стала настоящим Рождественским чудом для ее зрителей. Балетмейстер Касьян Голейзовский комментирует: «Успех спектакля поразительный. Как-то неудобно писать о себе хорошо, но должен сказать, что постановка получилась у меня исключительно хорошо во всех отношениях». Ко Дню Красной Армии хореограф составил концертную программу, в которую входило множество народных танцев, в том числе мазурка и русская плясовая. Фронтовики оценили подборку номеров, народные танцы навевали им воспоминания о родном доме. Раиса Стручкова, известная российская балерина, народная артистка СССР в годы эвакуации Школы была в старших классах. Она вспоминает: «Они видели в нас не просто артистов, а своих детей, таких же, каких оставили в городах и селах». В 1941 и 1942 годах учащиеся дали более 100 концертов.

 

Большинство декорацией и инвентаря изготавливалось детьми и педагогами самостоятельно: занавески, которые выступали в качестве занавеса, были добыты в госпитале, игрушки для елки мастерились вручную, пачки для выступлений шились из марли и подкрашивались подручными красителями.

 

Выступала Школа на крошечных сценах, чаще всего публика сидела на полу, окружив маленьких артистов. Во время эвакуации Школа взяла шефство над военным госпиталем, выступала для раненных, для призывников, колхозников, для эвакуированных детей, для жителей Васильсурска и военных, которые рыли окопы. Сохранились письма благодарности от зрителей (врачей, военных, школьников) за выступления и поддержку Школы, хранящиеся в архивах Академии. Школа гастролировала по окрестностям Васильсурска, в качестве поощрения маленькие артисты получали варенье, хлеб.

 

Школа провела два года в эвакуации в Васильсурске. Два года постоянных лишений, тяжелого труда и ежедневного творчества.

 

Многие из учеников хореографической школы Большого театра именно в эти годы осознали, что балет – это не только истории о красоте и совершенстве. Балет может давать надежду и исцелять огрубевшие души, переживающие ужасы войны. Еще вчера испуганные замерзшие дети, которые не знали, чем они могут помочь своему народу, сегодня – так быстро повзрослевшие люди, четко понимающие и принимающие миссию артиста балета в фронтовых реалиях. Слова Раисы Стручковой очень точно это описывают: «Нам, старшеклассникам, нестерпимо малым казалось все то, чем занимались мы тогда, – в нас постоянно жило желание как-то действенно помочь стране, фронту. Конечно, все мы тайно мечтали о подвигах, о больших свершениях, но повседневная суровая действительность требовала реального труда – дежурств и концертов в госпиталях города, работы по заготовке дров, часть которых отдавалась все тем же госпиталям, помощи окрестным колхозам, шефства над младшими воспитанниками училища».

 

Фронт начал отходить на запад, и Школа вернулась в Москву в 1943 году.

 

*При подготовке материала использованы фрагменты из книги «Московская балетная школа в Васильсурске (1941–1943)». Составитель В. А. Тейдер. 2010. – 240 с.

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов. Подробнее
Принять