1 декабря 2020 года Московская государственная академия хореографии награждена грамотой Министра иностранных дел Японии за развитие культурного обмена между Японией и Россией посредством балетного искусства. «Грамотами Министра иностранных дел награждаются частные лица и организации, которые ведут активную деятельность в различных областях международных отношений и имеют особые заслуги в деле развития дружеских отношений между Японией и зарубежными странами».

     МГАХ и Японию связывают многолетние творческие взаимоотношения. Педагоги Академии проводят мастер-классы в Японии по хореографическим дисциплинам, что способствует повышению качества балетного образования. Японские студенты успешно обучаются в стенах МГАХ, выигрывают Международные балетные конкурсы, участвуют в фестивалях.

Московская государственная академия хореография гордится крепкой творческой связью с Японией и ценит внимание и высокую оценку своей деятельности.

Подробнее - см. на сайте и в соцсетях Посольства Японии в России:

https://www.ru.emb-japan.go.jp/itpr_ru/20201201.html

Фэйсбук: https://www.facebook.com/EmbassyOfJapanInRussia/posts/2842617569307732

VKontakte: https://vk.com/embassy_japan_rus
Odnoklassniki: https://ok.ru/embjapan

Русский балет в Японии: от первой балетной школы до тесной дружбы с Академией.

 

      Сегодня Япония на весь мир известна своими танцевальными коллективами: компанией The Tokyo Ballet, Балетом Нового Национального театра Токио и другими. Ведущие балетные труппы России ежегодно посещают Японию с гастрольными программами.

Сложно представить, что еще в середине прошлого века японцы почти не были знакомы с русской балетной школой, а ведь именно она заложила фундамент балетного образования в Японии, которое в этой стране очень популярно и ценится по сей день.

Многие годы Московская государственная академия хореографии обучает студентов из Японии, отправляет своих лучших педагогов в командировки и на проведение мастер-классов в Страну восходящего солнца.

В этом материале мы хотим рассказать вам о знакомстве японцев с классическим балетом, об основании первой балетной школы в Токио и поделиться историей многолетних творческих взаимоотношений между Московской государственной академией хореографии и Японией.

  Знакомство Японии с русским классическим балетом произошло в начале второй половины XX века. В 1959 году при содействии Московского Министерства Культуры было решено создать в Токио Балетную школу имени П. И. Чайковского. В длительную командировку с педагогической миссией отправляются блистательные Суламифь Михайловна Мессерер и Алексей Алексеевич Варламов – иконы советского балета. По утрам они вели уроки, по вечерам – репетиции. Суламифь Михайловна взяла детские и женские классы,

1.jpg

Алексей Алексеевич – мужские и классы дуэтного танца.

Открытие Балетной школы им. П. И. Чайковского в 1960 году.

(Источник фото: https://biography.wikireading.ru/hUsB8ZLgW0)

 

Весть о приезде советских балетных педагогов разлетается по Токио. Суламифь Михайловна вспоминает: «К нам устремляется поток учеников, от совсем маленьких детишек, прячущихся за кимоно матери, до людей столь зрелого возраста, что танцы могут быть им уже противопоказаны»[1]. Педагоги решают брать в школу учеников с шести лет, но в виде эксперимента принимают даже четырехлетних ребят. Вскоре Балетная школа имени П. И. Чайковского насчитывает 350 обучающихся!

2.jpg

С Наталией Дудинской и Константином Сергеевым в Школе им. П. И. Чайковского.

(Источник фото: https://biography.wikireading.ru/hUsB8ZLgW0)

 

Суламифь Михайловна так описывала специфику обучения японских детей: «Учить японцев танцам и вообще чему бы то ни было – истинное наслаждение. Авторитет педагога здесь, похоже, выше авторитета родителей. По японским традициям, учитель становится твоим покровителем на всю жизнь»[2].

 

3.jpg


Токио, учебный процесс. (Источник фото: https://biography.wikireading.ru/hUsB8ZLgW0)

 

Первое время Суламифь Михайловна общалась с учениками через переводчика, однако тот очень плохо понимал балетную лексику, что сильно замедляло и усложняло коммуникацию педагога с детьми. Советская балерина начала учить японский язык и через пару месяцев смогла вести классы без помощи переводчика. «Я нарисовала фигурку человека и снабдила эту картинку японскими словами «рука», «нога», «плечи», «голова» и так далее. На первых порах шпаргалка помогала мне в классе»[3].

4.jpg

Токио, 1960 год. (Источник фото: https://biography.wikireading.ru/hUsB8ZLgW0)

 

Первая постановка в Школе – спектакль «Щелкунчик» в хореографии Василия Вайнонена. Это была и первая постановка «Щелкунчика» для всей Японии! Премьера состоялась в театре Уэно Бунка Кайкан. В спектакле выступали ученики всех классов. С этим спектаклем группа Школы отправилась гастролировать по городам Японии, в ее выступлениях принимали участие и артисты Большого театра. «С наших учеников, по сути, началось восхождение Японии к вершинам балета»[4], – считает балетмейстер.

5.jpg

После премьеры «Щелкунчика». (Источник фото: https://biography.wikireading.ru/hUsB8ZLgW0)

 

В 1962 году Суламифью Мессерер был поставлен трехактный спектакль о жизни народности Айну с севера Японии. Он получил название «Маримо» и считается первым японским национальным балетом.

Школа имени Чайковского перестала существовать в 1964 году, но лучшие ее ученики объединились в группу, которая получила название The Tokyo Ballet, под предводительством Тадацуго Сасаки. Суламифь работала с труппой в качестве балетмейстера. The Tokyo Balletизвестна сегодня на весь мир.

6.jpg

Суламифь Мессерер и Тадацуго Сасаки. (Источник фото: https://biography.wikireading.ru/hUsB8ZLgW0)

 

В 1964 Суламифь Мессерер получила приглашение перенести на японскую сцену спектакль «Дон Кихот» в переработке Александра Алексеевича Горского. На разучивание четырехактного балета танцовщиками было отведено лишь восемь дней! Артисты не только успели выучить хореографию, но и выступить на достойном уровне. «Спектакль состоялся благодаря редкой дисциплине и умопомрачительной работоспособности японских балерин и танцовщиков»[5], – рассказывает постановщик.

Балеты «Тщетная предосторожность», «Баядерка», «Золушка», отрывки из «Пахиты» и «Раймонды» японская публика увидела впервые в те годы.

7.jpg

Токио, 1980 год, «Баядерка». (Источник фото: https://biography.wikireading.ru/hUsB8ZLgW0)

 

В 1996 году японский император наградил Суламифь Мессерер Орденом Священного Сокровища 3-й степени за заслуги перед Японией в культурной и общественной жизни.

С первой командировки двух педагогов прошли десятилетия. «Страна восходящего солнца совершила грандиозный прыжок к вершинам классического танца со времен того первого скромного «Щелкунчика», которого мы осилили с учениками школы имени Чайковского в начале 60-х»[6], – отмечает Суламифь Мессерер в своих воспоминаниях.

Теперь перенесемся в 1985 год, год первых гастролей Московской государственной академии хореографии (используется название образовательного учреждения, актуальное на сегодняшний день) в Японии. Побывав на выступлениях труппы учеников МГАХ и на показательном уроке классического танца, японские танцовщики и хореографы захотели познакомиться с методикой преподавания балета Академии поближе.

Такой интерес к русскому балету привел к созданию Института Советского балета на базе Московской академии хореографии. Институт начал работу в 1988 году в Токио. Его создателем и руководителем стал Кендзи Усуи, добрый друг и почетный профессор МГАХ. «До этого случая, в японских балетных школах невозможно было получить такое профессиональное балетное образование по той же системе, которая принята в Московской академии хореографии»[7], – говорил Кендзи Усуи. В Институт приезжали поступать дети со всей Японии. Успешно сдавших экзамены студентов разделяли на три класса: младший, старший и профессиональный. Ирина Юрьевна Сырова была первым педагогом МГАХ, который отправился в Японию преподавать ученикам Института. Систематические занятия, трудолюбие, целеустремленность учащихся и кропотливая работа педагогов Академии уже через год принесли отличные результаты. «.. Все ученики старались исправлять сделанные педагогом замечания. У них поменялась координация движений, улучшилась техника исполнения, появилась одухотворенность»[8].

 

8.jpg

В зрительном зале учебного театра МГАХ. На фото ректор Московской академии хореографии Леонова М. К. с Кендзи Усуи, 2008 год. (Архив МГАХ)

 

9.jpg

На сцене учебного театра МГАХ. На фото ректор Московской академии хореографии Леонова М. К. с Кендзи Усуи, 2008 год. (Архив МГАХ)

 

Через три года после открытия Института Советского балета (с марта 1992 года – Институт Русского балета) состоялся первый торжественный концерт его учащихся. Был показан спектакль «Класс-концерт» в постановке профессора МГАХ Людмилы Алексеевны Коленченко. «В этом номере в сценической форме запечатлен урок классического танца по русской системе, начиная с экзерсиса у станка и т.д. В последующие годы «Класс-концерт» традиционно стал открывать концерты учеников Института, так как наиболее полно показывал направление работы Института и наглядно иллюстрировал значение основ классического танца»[9].

Институт Русского балета действовал в Японии десять лет. За это время в нем преподавали ведущие педагоги Академии: Ирина Юрьевна Сырова, Галина Константиновна Кузнецова, Людмила Алексеевна Коленченко, Наталья Игоревна Ревич и многие другие.

Многолетняя деятельность Института Русского балета внесла мощный вклад в развитие классической балетной школы в Японии. Русские преподаватели первыми в Японии ввели программу восьмилетнего обучения по специальным дисциплинам, принятую в МГАХ. Были созданы педагогические курсы по методике преподавания классического танца и других хореографических дисциплин.

В 1990 году учащиеся старших классов Института впервые отправились на стажировку в МГАХ. Некоторые ученики Института были рекомендованы для продолжения обучения в Академии. «Японские учащиеся, прошедшие трехлетний курс обучения в Академии, смогли получить диплом государственного образца, который открыл им дорогу в любой профессиональный балетный театр мира»[10].

В рамках культурного обмена Московская академия хореография отправляет своих педагогов и студентов на гастроли в Японию. Каждый раз гастрольные дни проходят очень продуктивно. Студенты Академии выступают на разных театральных площадках, а педагоги проводят занятия по хореографическим дисциплинам. Марина Константиновна Леонова, ректор МГАХ, на сегодняшний день дала множество мастер-классов по классическому танцу для японских танцовщиков. Одновременно с этим Марина Константиновна входит в состав жюри престижных международных конкурсов артистов балета Японии. Данные мероприятия формируют крепкие творческие связи между Россией и Японией в сфере балета.

Воздействие российской методики балета на становление японской балетной школы отмечает Асами Маки, художественный руководитель Балета Нового Национального театра Токио и хореографической школы при театре. МГАХ и известная японская балерина познакомились в 2011 году на 3-ем международном фестивале академий хореографии «Протеже» в Центре искусств им. Кеннеди в США. Через два года Школа была приглашена на организованный Академией фестиваль международных балетных школ «Три века мирового балета», где выступила с постановкой «Триптих». Асами Маки поделилась впечатлениями: «Мы бесконечно благодарны за приглашение на юбилей Московской академии. Наша школа и артисты испытывают огромное влияние русского балета, поэтому для наших студентов это будет незабываемый опыт»[11].

 

DSC_4964_фото Б. Аннадурдыева (1)(1).jpg

На фестивале балетных школ «Три века мирового балета» в 2013 году.
На фото в центре: ректор Московской государственной академии хореографии Леонова М. К. и художественный руководитель Балета Нового Национального театра Токио Асами Маки. Также на фото слева направо: Джиджи Хаятт (директор по учебной работе Гамбургской балетной школы), Фредерик Оливьери (директор балетной школы Академии театра Ла Скала), Лаура Коми (директор школы танца Римского оперного театра), Анжела Мендоза Кано (директор Консерватории танца Кармен Амайя). (Архив МГАХ)

 

Возможность учиться в стенах Московской государственной академии хореографии есть у японских студентов и сегодня. Каждый год Академия принимает на стажировку и набирает классы из самых талантливых иностранных абитуриентов, среди которых есть и японцы. Среди 22 стран, откуда иностранные студенты приезжают в Академию, японцев большая часть. Некоторые из японских обучающихся становятся лауреатами и призерами российских и международных конкурсов и фестивалей балета. По окончании обучения в МГАХ кто-то из молодых артистов поступает на службу в театральные труппы России и мира, кто-то возвращается на родину и продолжает московскую балетную традицию уже на сценах японских театров. Московская государственная академия хореографии гордится каждым своим японским студентом и выпускником.


Наши выдающиеся студенты и выпускники из Японии:

11.jpg

 

Тоеда Харука, студентка МГАХ. (Архив МГАХ)

Московский хореографический конкурс DanceMoscow, г. Москва (Россия), 2020 год
I премия

«World Ballet GRAND PRIX» («Гран-при мирового балета»),
г. Москва (Россия), Московская государственная академия хореографии, 2019 год
Первая премия (старшая возрастная группа), золотая медаль

 

12.jpg

Чино Марк, выпускник МГАХ. (Архив МГАХ)

XIII Международный конкурс артистов балета и хореографов, г. Москва (Россия), Большой театр России, 2017 год
Первая премия, золотая медаль и звание лауреата международного конкурса

III Всероссийский конкурс молодых исполнителей «Русский балет», г. Москва (Россия), Большой театр России, 2017 год
Третья премия, бронзовая медаль и звание лауреата конкурса

XIV Открытый российский конкурс артистов балета «АРАБЕСК – 2016» им. Екатерины Максимовой, г. Пермь (Россия), 2016 год
Первая премия (младшая возрастная группа), золотая медаль и звание лауреата международного конкурса

VI Международный конкурс Юрия Григоровича «Молодой балет мира», г. Сочи (Россия), 2016 год
Первая премия (младшая возрастная группа), золотая медаль и звание лауреата международного конкурса

VII Международный балетный конкурс Vaganova-PRIX, г. Санкт-Петербург (Россия), 2016 год
Вторая премия, серебряная медаль и звание лауреата международного конкурса

XIV Открытый российский конкурс артистов балета «АРАБЕСК – 2016»
им. Екатерины Максимовой, г. Пермь (Россия), 2016 год
Диплом жюри прессы «За успехи в освоении классической хореографии»

Общероссийский конкурс «Молодые дарования России» Министерства культуры Российской Федерации, г. Москва (Россия), 2016 год
Диплом лауреата

13.jpg

Синтаро Абоси, студент МГАХ. (Архив МГАХ)

World Ballet GRAND PRIX («Гран-при мирового балета»), г. Москва (Россия), 2019 год Первая премия (младшая возрастная группа), золотая медаль

Всеяпонский балетный конкурс 2019 (All Japan Ballet Competition 2019), г. Токио (Япония), 2019 год Гран-при конкурса (группа юниоров, 13-15 лет)

Конкурс балетных исполнителей Намуэ (Namue), г. Киото (Япония), 2019 год I место в возрастной группе 15-18 лет

Всеяпонский балетный конкурс «Grand Championships 2018», г. Кобе (Япония), 2018 год Первое место (классический танец, старшая возрастная группа)

Ямамото Судзу, студентка МГАХ

World Ballet GRAND PRIX («Гран-при мирового балета»), Московская государственная академия хореографии, г. Москва (Россия), 2019 год Первая премия (старшая возрастная группа), золотая медаль

 Сузуки Сана Клэр, выпускница МГАХ

World Ballet GRAND PRIX («Гран-при мирового балета»), Московская государственная академия хореографии, г. Москва (Россия), 2019 год Поощрительная премия, диплом (старшая возрастная группа)

 Нисидзима Хаято, выпускник МГАХ

XIV Открытый российский конкурс артистов балета «АРАБЕСК – 2016» им. Екатерины Максимовой, г. Пермь (Россия), 2016 год Диплом конкурса (старшая возрастная группа)

Всероссийский конкурс артистов балета и хореографов, г. Москва (Россия), 2015 год Номинация «Современный танец в музыкальном театре»

 Окамура Михо, выпускница МГАХ

VI Международный конкурс Юрия Григоровича «Молодой балет мира», г. Сочи (Россия), 2016 год Первая премия (младшая возрастная группа), золотая медаль и звание лауреата международного конкурса. Приз журнала «Балет» «За лучшее исполнение народно-сценического танца»

 Окава Коя, выпускник МГАХ

III Международный конкурс Юрия Григоровича «Молодой балет мира», г. Сочи (Россия), 2010 г. II премия (Серебряная медаль, младшая группа). Звание Лауреата конкурса.

 Мидори Терада, выпускница МГАХ

III Международный конкурс Юрия Григоровича «Молодой балет мира», г. Сочи (Россия), 2010 г. I премия (Золотая медаль, младшая группа). Звание Лауреата конкурса.

Библиографический список

1.    Институт художественного образования Российской Академии образования. Электронный научный журнал «Педагогика искусства» №2, 2009 год. История художественного образования. Деятельность русских педагогов-хореографов в Японии. Ивата Ольга Альбертовна. URL: http://old.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-2-2009/ivata_07_06_2009.htm

2.    Суламифь. Фрагменты воспоминаний. М.: Олимпия Пресс, 2005. – 344 с., ил.

3.    Сетевое издание РИА Новости. Фестиваль «Три века мирового балета» пройдет в Москве. URL: https://ria.ru/20131105/974781214.html

4.    Источник фотоматериалов: https://biography.wikireading.ru/hUsB8ZLgW0

[1] Суламифь. Фрагменты воспоминаний. М.: Олимпия Пресс, 2005. – с. 196, ил.

 [2] Суламифь. Фрагменты воспоминаний. М.: Олимпия Пресс, 2005. – с. 198, ил.

 [3] Суламифь. Фрагменты воспоминаний. М.: Олимпия Пресс, 2005. – с. 200, ил.

[4] Суламифь. Фрагменты воспоминаний. М.: Олимпия Пресс, 2005. – с. 207, ил.

[5] Суламифь. Фрагменты воспоминаний. М.: Олимпия Пресс, 2005. – с. 208, ил.

[6] Суламифь. Фрагменты воспоминаний. М.: Олимпия Пресс, 2005. – с. 207, ил.

 [7] Деятельность русских педагогов-хореографов в Японии. Ивата Ольга Альбертовна. URL: http://old.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-2-2009/ivata_07_06_2009.htm

[8] Там же

[9] Там же

[10] Деятельность русских педагогов-хореографов в Японии. Ивата Ольга Альбертовна. URL: http://old.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-2-2009/ivata_07_06_2009.htm

[11] Сетевое издание РИА Новости. Фестиваль «Три века мирового балета» пройдет в Москве. URL: https://ria.ru/20131105/974781214.html

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов. Подробнее
Принять