19 апреля 2024

Творческий интенсив «Актерское мастерство в хореографическом образовании. Традиции Московской балетной школы»

В Московской государственной академии хореографии в рамках Федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура» 15 и 17 апреля 2024 года прошли творческие интенсивы «Актерское мастерство в хореографическом образовании. Традиции Московской балетной школы».


В программе интенсивов были заявлены: мастер-классы, тренинги, лекции, методические консультации, в которых приняли участие преподаватели хореографических образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, детских школ искусств, специалисты культурно-досуговых учреждений из разных регионов Российской Федерации: Иркутская, Свердловская, Тульская, Брянская, Кемеровская, Калининградская, Новосибирская, Нижегородская, Орловская, Московская и Ярославская области; Республики Алтай, Тыва, Саха (Якутия), Крым, Мордовия, Карелия; Краснодарский, Алтайский, Пермский и Приморский край, а также г. Санкт-Петербург, г. Москва. Всего более 70 человек в очном и дистанционном формате.


Творческие интенсивы проводили – доцент кафедры классического танца Павлович Татьяна Олеговна и старший преподаватель кафедры классического танца Булгакова Тамила Владимировна.

Обсуждаемые темы: Начальный этап создания этюдов. Построение сюжета на основе данного музыкального произведения. Пластическая выразительность. Поиск основных средств выразительности для исполнителя в произведениях хореографического жанра. Теоретический материал по актерской технике. Практические упражнения и многое другое.



«Актерское мастерство – дисциплина, призванная помочь будущему артисту балета развить в себе различные навыки, способствующие комфортному творческому самочувствию на сцене в искреннем эмоциональном порыве. Этот предмет, прежде всего, направлен на формирование личности обучающегося, его интересов и особенностей внутренней организации. От степени заинтересованности педагога в самом ученике и его вовлечении в данную дисциплину прослеживается прямая зависимость степени откровенности, заинтересованности и доверия ученика к процессу обучения предмету в целом и к своему учителю в частности».

«Музыка говорит нам о чувствах, – писал К. Станиславский, – но актер должен уметь переводить язык страстей на язык действий». Музыка играет первостепенную роль в создании художественного образа. На уроках актерского мастерства много внимания уделяется пониманию и раскрытию драматического музыкального материала.


Помимо заинтересованности педагога в тщательном обнаружении и развитии профессиональных навыков ученика, что способствует развитию и педагогических навыков самого преподавателя, преподаватель актерского мастерства должен стремиться к самосовершенствованию и информационному познанию. Темы, которые придется затрагивать в процессе работы с исполнителем, разнообразны. Педагог обязан в них ориентироваться или хотя бы стремиться к этому.

Если человек, желающий преподавать актерское мастерство, нашел в себе подобные качества, то следующим этапом можно рассмотреть виды деятельности, которые охватывает процесс работы по данной дисциплине, чтобы проанализировать профессиональные компетенции и навыки, необходимые преподавателю актерского мастерства для реализации и организации их на практике», – вот только некоторые тезисы диалога преподавателей с участниками.

Завершением и итогом двухдневного общения стал Круглый стол, на котором рассматривались вопросы: «Рукопись хореографа Геннадия Малхасянца: к вопросу о значении актерского мастерства в хореографии», «Особенности дистанционного обучения дисциплине «Актерское мастерство» в среднем профессиональном хореографическом образовании», «Итоговый экзамен Дисциплина «Актерское мастерство». Спикеры круглого стола – преподаватели кафедры классического танца: доцент кафедры классического танца Павлович Татьяна Олеговна, преподаватель кафедры классического танца, кандидат искусствоведения Меловатская А.Е., старший преподаватель кафедры классического танца Булгакова Тамила Владимировна, модератор – директор Центра непрерывного образования, заслуженный работник культуры Данилюк М.Б.

Результатом плодотворной работы стали многочисленные отзывы участников:


Глебов Андрей Петрович, преподаватель МАУДО «ДШИ им. Л. В. Собинова» города Ярославля:

«Благодарим Вас и весь Ваш творческий и педагогический коллектив, за предоставленную возможность участвовать нам в столь значимом и крайне интересном Творческом интенсиве «Актерское мастерство в хореографическом образовании»! Предмет Актерское мастерство очень важен для творческого и образовательного процесса в области хореографии, но, к сожалению, этому предмету уделяется очень мало времени и внимания в Школах Искусств.

Ваш курс уникален и не имеет аналогов. Проведенный МГАХ курс, важен и полезен для педагогов Школ Искусств, которые, благодаря ему, теперь имеют возможность ознакомиться с передовым опытом в этой области.

Мы желаем Вам и Академии творческих успехов и процветания!»


Гринькина Елена Геннадьевна, преподаватель ГБУДО ДШИ им. М. А. Балакирева, г. Москва:

«Спасибо Вам огромное за возможность увидеть поэтапный процесс обучения актерскому мастерству, с подробными методическими объяснениями!

Какой раз ловлю себя на мысли, что Ваши курсы заряжают позитивом, желанием работать и творить что-то новое, возможностью взглянуть на хореографическое искусство под другим углом.

Спасибо большое!»


Тарлыкова Валерия Александровна, артистка балета, репетитор по балету «Театр оперы и балета им И.М. Яушева» Республика Мордовия г. Саранск:

«Огромная благодарность!!! Очень всё интересно, спасибо вам огромное, за такую возможность, взглянуть на учебный процесс!»


Ваганова Наталья Валерьевна, Филиал МГАХ во Владивостоке:

«Большая благодарность Тамиле Владимировне от филиала МГАХ в г. Владивостоке, за проведение онлайн-уроков по актерскому мастерству!!!»


Шляховецкая Елена Юрьевна, преподаватель специальных дисциплин ГБПОУ Краснодарского края "Краснодарское хореографическое училище", г. Краснодар:

«Спасибо большое, очень полезно и интересно!»


Золотарёва-Олендарь Маргарита Александровна, руководитель клубного формирования Хореографическая студия «ДОМАЗ» МУ «Центр Культуры и Досуга КГП», Республика Карелия, г. Кондопога:

«Огромное спасибо! Какой колоссальный труд детей, а главное – педагогов! Очень интересные номера! Очень здорово, что Вы делитесь своими педагогическими наработками! Большое спасибо. Успехов и процветания академии!»


Дурнев Дмитрий Анатольевич, преподаватель актерского мастерства Пермского государственного хореографического училища, г. Пермь:

«Огромное спасибо! Интересно, полезно, успехов вам!»


Глебова Анастасия Андреевна, преподаватель МАУДО «ДШИ им. Л. В. Собинова» города Ярославля:

«Спасибо большое! Огромное количество новой информации для размышления. Все очень полезно и интересно!»


Пузырева Инга Анатольевна, директор Филиала МГАХ в г. Кемерово:

«Уважаемые организаторы! Огромное спасибо за возможность, атмосферу и открытость! Гордимся, что мы с Вами!!!» и другие.


Видео материалы Творческих интенсивов доступны на сайте Академии по ссылке

Читайте также