Выставка посвещается

НИКОЛАЮ ИВАНОВИЧУ ТАРАСОВУ

Артист, педагог, директор и художественный руководитель Московского хореографического училища (1941—1942 в Васильсурске, 1943—1945 в Москве), художественный руководитель училища (1953—1954), педагог классического танца (1923—1960), заслуженный артист РСФСР (1937), лауреат Государственной премии СССР (1975), профессор (1962)
Подробнее
Николай Иванович Тарасов
(1902—1975)
Николай Иванович Тарасов

«Родился в Москве в 1902 году в семье артистов балета Большого театра. Интерес к искусству хореографии возник у него очень рано. Он часто бывал в театре, наизусть знал балеты, знал всех артистов, некоторыми восторгался. По старой традиции многих актерских семей родители решили отдать сына в Театральное училище при Большом театре».

«В школе работают люди, которые любят её, любят свою профессию. В годы войны школа была в эвакуации, терпела большие трудности, связанные с войной, но она должна была быть сохранена. И здесь я, прежде всего, вспоминаю Николая Ивановича Тарасова, которого за его огромнейшую и важную работу, связанную со школой в годы войны, по-товарищески хочу поблагодарить и сказать, что школа этого в своей истории никогда не забудет!»
Р. В. Захаров.
В 1911 году поступил Н. Тарасов в Московское императорское театральное училище.
Здание Московского императорского театрального училища на Софийке
В младших классах учился у педагога Н. П. Домашева.
«Коля оказался очень способным. Он быстро схватывал все замечания педагога, стремился понять, почему ему не удается то или иное движение».
Николай Домашев в ролях Нао-Шико
«Даита» Г. Конюса. 1896
Иванушка
«Конек-Горбунок» Ц. Пуни. 1894
Иванушка
«Конек-Горбунок» Ц. Пуни. 1901
Н. П. Домашев
Выпускник Московского Императорского театрального училища 1877 года. Ученик Г.И. Легата.

«Все, кто видел в классических танцах Н. Домашева, – пишет О.М. Мартынова, – были поражены блестящей виртуозностью техники, благородством манеры и поразительной элевацией. В отношении последней его можно сравнить только с известным петербургским танцовщиком первой четверти двадцатого века В. Нижинским, по праву названным “царем воздуха”»1.


«Сходство было и в разносторонности дарования, в широте актерского диапазона, простиравшегося от чисто классических танцевальных партий до остро гротесковых ролей. <…> лишь немногие роли создавались с учетом индивидуальных данных Домашева, не говоря уже о том, что среди хореографов не было ни одного, кто хоть отдаленно мог бы сравниться с Фокиным, ставившим балеты специально для В. Нижинского. Преобладали партии старых балетов или партии, выполненные по готовым, давно заштампованным образцам таких балетов.


Черты нового вносил сам танцовщик, которому было тесно 

в пределах фантазии дежурных балетмейстеров.


Как и <…> Нижинский, <…> Домашев был невысок, чуть коренаст, 

с мускулами ног от природы сильными и развитыми в упорном тренаже. <…> «Между солистами-танцовщиками г. Домашев поразил всех упругостью своих стальных носков и феноменальными прыжками», – писал 26 февраля 1891 года «Московский листок». 

И 18 сентября 1892 года вновь возвращался к этому танцу, выделяя Домашева, «прекрасного гротеска, которого легкие туры на воздухе 

и баллон безупречны».


«Домашев не был особенно значительным пантомимистом – московская труппа имела лучших. Но в танце он, как никто из его современников, решал и виртуозные, и собственно актерские задачи. Так было в цыганской пляске из оперы Рахманинова «Алеко»: он поставил ее для четырех пар солистов и кордебалета и сам выступал в первой паре с юной танцовщицей Е.А. Барминой. Так было и в комической польке, которую он сочинил и вставил в возобновленный балет «Хрустальный башмачок». Критик, писавший под псевдонимом Дон Кихот, сообщал: «Роlса» поставлена г. Домашевым бесподобно. Полька эта имела громадный успех».


Так было и в «Спящей красавице» Чайковского – Петипа, которую Горский перенес на сцену Большого театра. <…> Домашев не выполнил многого из того, что мог бы сделать. «Несвоевременное» дарование танцовщика погибло почти непризнанным, и о его подлинных размерах позволяют догадываться разрозненные и случайно высвеченные черты сценического облика. Таким случайным, но сильным лучом освещается фигура Домашева в книге Н.Г. Легата «Рассказ о русской школе».


«В России было множество талантов, никогда ее не покидавших и никому не известных за ее рубежами, – вспоминал Легат. – Например, в Москве был танцовщик Домашев, проявлявший столь необычайное искусство, какого мне больше не приходилось видеть. Он был среднего роста, красив, с очень мускулистыми ногами. Много наслышав о нем, я отправился однажды посмотреть его упражнения. До сих пор помню, как захватило у меня дыхание, когда он прыгнул в первый раз. Казалось, он буквально остановился в воздухе, а затем медленно опустился. Он делал entrechat huit во время подъема, а опускался с неподвижными ногами. Затем он изменял движение, поднимаясь с неподвижными ногами и совершая полное entrechat huit в момент спуска. Заметив мое удивление, он сказал: «Подождите, я вам покажу что-то».

1 Бочарникова Э.В., Мартынова О.М. Московское хореографическое училище. М., 1954. С. 64

«Следует сказать, что сцена московского Большого театра почти вдвое больше сцены парижской Оперы или театра Ковент-Гарден. Посадив меня в углу сцены на борт директорской ложи, Домашев ушел в самый дальний угол, оставив между нами огромное пустое пространство сцены. Я увидел, как он встал в позицию, я увидел, как он сделал мощное движение и, к моему несказанному удивлению, полетом птицы перелетел ко мне в три прыжка! Если бы кто-нибудь сказал мне, что это возможно, я бы никогда не поверил. Домашев был величайшим танцовщиком, но он никогда не покидал Москвы. Он был неизвестен не только за границей, но и в Петербурге, за исключением разве репутации»1. «Если хотят меня видеть, пусть приезжают в Москву», – говорил он.
С 1898 года

Домашев начал преподавать в классе младших воспитанников, закладывая такую крепкую профессиональную основу, что по окончании школы это позволяло его ученикам занять видное положение в труппе Большого театра. «Г. Домашев всегда отличался безукоризненным отношением к делу и в связи с высокими требованиями, предъявляемыми при преподавании танцев в училище, подготавливающем артистов балета, считается в настоящее время одним из опытнейших преподавателей и знатоков танцевального искусства, – писал о Н.П. Домашеве инспектор училища М.Н. Черемухин, – г. Домашев как первый артист и исполнитель ролей классических, характерных и мимических, всегда отличался умением развивать в своих учениках необходимую грацию и пластическую красоту вообще, и потому по справедливости может считаться одним из немногих и желательных преподавателей этих искусств во всяких учебных заведениях»1.


Среди его учеников известные артисты московского балета: Л. Жуков, И. Смольцов, В. Свобода. Педагог Н.И. Тарасов в младших классах учился у Н.П. Домашева.

1 РГАЛИ. Ф. 682. Оп. 1. Ед.хр. 65. Л.1

В старших классах Николай Иванович Тарасов учился и выпускался у Н. Г. Легата.
«Заканчивал он училище у знаменитого педагога Николая Легата, в недолгий период его пребывания в Москве». «Ему повезло окончить школу у Николая Легата, в короткий период, когда Легат оказался в Москве перед отъездом в эмиграцию. Юный танцовщик обладал незаурядными данными – высокий рост, гармоничное мужественное телосложение, благородные черты лица, способность осилить виртуозную технику танца. Уже в пятнадцать лет он стал танцевать ведущие партии классического репертуара, был партнером Е. Гельцер и других видных балерин. После В.Д. Тихомирова он стал негласным премьером Большого театра и в балете К. Голейзовского «Теолинда» танцевал ведущую классическую партию. Последующая педагогическая слава, о которой будет сказано особо, затмила его исполнительскую деятельность»
Николай Густавович Легат
«Лишь однажды мне довелось самому увидеть его (Легата. – Прим. ред.) класс. <...> В 1919 году Легат преподавал в Московском хореографическом училище. <...> по совету друзей я отправился в училище, спросил, где дает свой класс Легат. Мне ответили: «Наверху, в шестом зале». Прихожу в шестой зал, действительно там идет класс. Кроме Дорохина, Тарасова, Цаплина занимаются и женщины – Любовь Банк, Нина Подгорецкая... Педагог, быстро задав движение, сам садился к роялю и очень бегло, как бы бренча, аккомпанировал ученикам. <...> Это и был Николай Густавович Легат. Почтительно спросил я разрешения посмотреть его класс. Он кивнул. Я сел на скамеечку и стал смотреть. «Станок» у него был короткий, зато «середина» необычайно разнообразная. Легат задавал много мелких прыжков. Средних, как мне показалось, у него вообще не было, сразу начинались большие. И каждая вариация заканчивалась пируэтами. В общем, класс был довольно трудным даже для артистов, а в нем занимались ученики. Но такого привлекательного класса я еще в жизни не видел»1. 1 Мессерер А.М. Танец. Мысль. Время. М., 1990. С. 158, 159.
«Занимаясь у Николая Густавовича, Филипп Дорохин (артист балета) записывал его класс день за днем. И таким образом набралась толстая тетрадка – двадцать или тридцать уроков, по которым во всей полноте можно было судить о его педагогическом методе. И мы с Дорохиным решили работать вдвоем по этой тетрадке. Когда Филипп не мог заниматься, он оставлял мне драгоценную рукопись, и я ее штудировал. И надо сказать, это здорово мне помогло! Легат удивительно строил композиции прыжков – то, на что я обратил внимание еще совсем неопытным танцовщиком. Теперь я повторял эти комбинации, проверял их, так сказать, на своих ногах. И чувствовал, что делаю успехи. Легат меньше обращал внимание на выразительность рук. Это я понял не только по записям в тетрадке, но и по его ученикам, которых увидел позже. Но вот с ногами у его питомцев все обстояло благополучно».
Асаф Мессерер о классе Н.Г. Легата
Запись урока Н. Г. Легата
1
Grands pliés (4/4)
Pliés c relevé на полупальцах по II, I и V позициям.
2
Battements tеndus3 (4/4)
И 1, и 2 Два простых4 battements tendus в сторону. И 3, и 4 Три battements tеndus jetés (glissés)5 в сторону. Повторить 4 раза, закрывая в V позицию. Повторить 4 раза, закрывая в I позицию. Прибавить темп.
3
Battements fondus6 (4/4)
И 1, и 2 Два battements fondus в сторону. И 3, и 4. И 1, и 2, и 3 Три battements frappés в сторону. И 4 держать ногy вытянутой. Повторить дважды на полной стопе. Повторить дважды, поднявшись на полупальцы.

Педагогика Н. Легата была умной. Он превосходно понимал решающую роль телосложения в искусстве танца и готовил каждого к его творческой деятельности. Легат еще со времени учебы в школе готовил ученика к его амплуа. Николай Густавович обладал тонким педагогическим даром и умел внедрять в сознание своих учеников практические знания. Ученики Легата, вспоминая его уроки, загорались и словно заново переживали дух бодрости и одушевления, которые царили на занятиях.


Особенностью преподавания Н. Легата было стремление чередовать работу мышц. Прекрасный рисовальщик, хорошо знавший тело человека, его связки и мышцы, Легат старался задавать движения для работы мышц, уже успевших отдохнуть. Он говорил: «Надо дать отдохнуть этой жиле».


Николай Легат

«Окончил Николай Иванович театральное училище в 1920 году и был зачислен в балетную труппу Большого театра. В течение пятнадцати лет он исполнял все ведущие партии балетного репертуара. Его партнершами были Екатерина Гельцер, Маргарита Кандаурова, Мария Рейзен, Викторина Кригер, Любовь Банк, Анастасия Абрамова, Нина Подгорецкая, Валентина Кудрявцева. И всегда он отличался исключительной гармонией движений, изяществом, виртуозной техникой, академичностью. В его исполнении ярко были выражены лучшие традиции русской школы классического танца: мужество, широта жестов, реалистическая трактовка образов. «Еще в училище, - говорил Николай Иванович, - усвоил я, что техника – это еще не танец, она служит лишь средством раскрытия образа». Успех сопутствовал Николаю Ивановичу во всей его творческой жизни. Однако в душе всегда теплилось желание развивать культуру классического танца – учить детей, передать все лучшее, чем владел сам. В 1923 году молодой артист стал педагогом Московского театрального училища Большого театра, а с 1935 года он полностью посвящает себя педагогической деятельности, оставив карьеру артиста.»


Балерины Большого театра- партнерши Н.Тарасова
Е. Гельцер
М. Рейзен
М. Кандаурова
«Вначале я работал в кордебалете, затем стал выступать в качестве солиста и, наконец, ведущего артиста балета», – писал Н.И. Тарасов

В течение первых лет работы он танцевал небольшие, но ответственные роли: Беранже, Бернар («Раймонда»), Фортюне, Флер де Пуа, Голубая птица («Спящая красавица»), Океан («Конек-Горбунок»), Аполлон («Эсмеральда») и другие. Уже тогда рецензенты отметили статного, стройного, красивого молодого танцовщика. Это был красивый артист – шатен с крупными чертами лица, выше среднего роста, с хорошим пропорциональным сложением.


 «В роли Аполлона из балета «Эcмеральда» Тарасов очень запомнился красивой пластикой и какой-то особой, великолепной значительностью. Это был настоящий Аполлон», – вспоминал артист Большого театра A.И. Радунский.


В 1925 году произошло первое знакомство Н.И. Тарасова со зрителями Ленинграда, вместе с В.В. Кригер они исполняли главные партии в балете Минкуса «Дон Кихот». Танцевать на сцене бывшего Мариинского театра было очень ответственно. Тем не менее успех был полный. Николай Иванович покорил ленинградцев своим исполнением роли Базиля. Журнал «Рабочий и театр» №13 за 1925 год писал: «Нельзя не отметить выступающего вместе с В. Кригер молодого московского танцовщика Н.И. Тарасова, до сих пор совершенно не известного в Ленинграде. Тарасов проявил себя надежным кавалером, интересным, технически сильным танцовщиком с эластичным прыжком... В финальной вариации Базиля Тарасов сделал 16 антраша подряд, продемонстрировав блестящую технику в заносках». Он становится ведущим солистом балета, танцует главные партии в основном классическом репертуаре театра: «Лебединое озеро» П.И. Чайковского, «Щелкунчик» П.И. Чайковского, «Спящая красавица» П.И. Чайковского, «Дон Кихот» Л. Минкуса, «Баядерка» Л. Минкуса, «Раймонда» А.К. Глазунова, «Коппелия» Л. Делиба, «Эсмеральда» Ц. Пуни – вот далеко не полный перечень спектаклей, в которых танцевал Тарасов.


В историко-архивном отделе МГАХ находятся многочисленные документы о деятельности Н.И. Тарасова, и среди них воспоминания его блистательных партнерш. По словам В.В. Кригер, это был «великолепный, строгий, академичный танцовщик, он не стремился к внешней эффектности ради успеха». Неоднократно подчеркивались качества Тарасова как первоклассного партнера, кавалера, с которым было очень удобно танцевать.


«Для меня было очень ценно, – продолжала Кригер, – что с Николаем Ивановичем я могла вертеть пируэты даже в две стороны, что было невозможно с другими партнерами. Я могла экспериментировать даже во время спектакля, и Тарасов всегда будто заранее знал, что я сделаю, настолько совершенно было его ощущение партнерши». По мнению М.Т. Семеновой, «балерина всегда чувствовала себя с ним уверенно и хорошо рисовалась на его фоне».


Он стал участником коллектива, основанного А.А. Горским. Свою экспериментальную работу этот коллектив начал на сцене Дома Союзов, а с 1922 года – в Новом театре, ставшем филиалом Большого. Зрители увидели балеты «Тамара» на музыку М. Балакирева, «Хризис» Р.М. Глиэра, «Безделушки» на музыку В.А. Моцарта, «Грот Венеры» на музыку Р. Вагнера и др.


Почти одновременно с началом артистической деятельности Тарасов, будучи еще совсем молодым танцовщиком, стал пробовать свои силы в педагогике. По воспоминаниям С.С. Холфиной, у Тарасова «в душе всегда теплилось желание развивать культуру классического танца – учить детей, передать все лучшее, чем владел сам. Николай Иванович с юмором вспоминал: «Вырос я большой балбес, высокий, думал, танцевать будет трудно, буду как «летающая крепость», но, оказалось, ничего, смог танцевать. А вот влечение к педагогике у меня появилось рано. Помню, как мой педагог заболел и просил, чтобы я дал за него класс. Это было, вероятно, плохо, но я был взволнован, и это крепко запало мне в душу».1

1 Холфина С.С. Вспоминая мастеров московского балета. М., 1990., С. 250–258, 260–261.



С этого же года начинается и многолетняя плодотворная деятельность Николая Ивановича в стенах Московской балетной школы. С 1923 по 1960 год он непрерывно преподавал классический танец в Школе. С его именем связана серьезная работа Школы по созданию научной методики преподавания классического танца. Результатом научно-исследовательской работы Школы стало создание в 1940 году первого учебно-методического пособия по классическому танцу «Методика классического тренажа», авторы – Н.И. Тарасов, А.И. Чекрыгин, В.Э. Мориц. 

В июне 1939 года МХУ отмечало 20-летие педагогической работы Н. И. Тарасова.
Государственное управление учебных заведений отметило заслуги Н. И. Тарасова в деле подготовки хореографических кадров.
Научно-методический кабинет Школы, в работе которого Николай Иванович принимал активное участие, был полон творческих планов, но им не суждено было осуществиться: началась Великая Отечественная война. В этот тяжелейший момент в истории страны Тарасов становится директором и художественным руководителем Школы, приняв на себя всю ответственность за судьбу Школы.
Педагоги Н. И. Тарасов, М. А. Кожухова с выпускниками
1-й ряд, слева направо: Л. Литавкина, И. Израилева, Э. Кузнецова, И. Чуб. 2-й ряд, слева направо: В. Булдаков, В. Левашёв, В. Кудряшов, Ю. Будняк, ?, В. Голубин
1941 г.
В августе 1941 года Н. И. Тарасов, назначенный директором и художественным руководителем Московского хореографического училища, вывез 150 учеников и педагогов в эвакуацию в город Васильсурск, на Волге.
Набережная Васильсурска
1940 г.
Копия письма об эвакуации Московского хореографического училища в г. Васильсурск

В предоставленном для Московского хореографического училища помещении Клуба водников были устроены классы, построены станки. Занятия начались 1 сентября 1941 года. Воспитанники и педагоги были распределены в частные дома, в семьи или в местную гостиницу. Возобновив занятия по специальным и общеобразовательным дисциплинам, воспитанники и педагоги училища начали подготовку концертной программы для показа в госпиталях для раненых бойцов, для учащихся эвакуированных школ, для колхозников и жителей Васильсурска.


Н. И. Тарасов организовывал учебный процесс училища, преподавал, репетировал концертные номера с учениками, собирал вместе с детьми лекарственные травы для госпиталей, заготавливал дрова на зиму, вел переписку с различными организациями, которые предоставляли школе продукты питания, что в годы войны было совсем непростым делом.


«Это было подвигом — учить ребят танцу в таких тяжелых условиях. Но Николай Иванович смотрел вперед, он сохранил жизнь Московской балетной школы, а значит и судьбу Большого театра»,
писала Р. С. Стручкова
Н.И. Тарасов ведет урок характерного танца. Васильсурск. 1941 г.
А. Лапаури и Р. Стручкова. Урок дуэтного танца. Васильсурск, 1942 год. Фонд РГБИ. Фонд фотографий Н. И. Тарасова. Инв №
В марте 1943 года
из эвакуации вернулись в Москву учащиеся и педагоги, школа воссоединилась.

Сохранившееся собрание приказов, постановлений, распоряжений по Московскому хореографическому училищу при ГАБТ СССР, дневники, которые вели педагоги и ученики в эвакуации в Васильсурске и во время поездки школы в Грузию в 1944 году, копии и подлинники документов, относящиеся к этому времени, — это документы золотого фонда из истории Московской балетной школы, рассказывающие о жизни школы, учебной и творческой работе педагогов и учащихся почти за каждый из 1418 дней войны.


Когда закончилась Великая Отечественная война и Родина отметила своих сынов и дочерей, свершивших подвиг, среди них был и Николай Иванович Тарасов — директор и художественный руководитель, педагог Московского хореографического училища ГАБТ СССР, он был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Так оценили заслуги Н. И. Тарасова 

в деле воспитания балетных кадров в тяжелых условиях военного времени и сохранения Московской балетной школы. Из всех наград Николай Иванович ценил именно эту медаль.


Отчетом Московского хореографического училища за период Войны состоялся концерт Московского хореографического училища 

в Концертном зале имени Чайковского 4 июля 1944 года. В своей объяснительной записке при подготовке концерта Николай Иванович Тарасов написал: «Вся программа должна явиться показом методов работы училища, воспитывающего свои кадры в лучших традициях русского классического балета, и стремящегося создавать на этой основе новые художественные ценности». 1

В 1946 году студия Центрнаучфильм выпустила фильм «Методика классического танца».
Сценарий был написан педагогом Московского хореографического училища Большого театра СССР – Н.И. Тарасовым. Консультанты: А.Я. Ваганова и Н.И. Тарасов. В постановке фильма были заняты педагоги Ленинградского и Московского хореографических училищ. Николай Иванович сделал несколько фотографий во время съемок фильма, которые начались в 1941 году.
Съемки методического фильма. 1941 год. Фото Н.И. Тарасова. РГБИ. Фонд фотографий Н.И. Тарасова. Инв. №20765

В 1946 году Николай Иванович стал преподавателем кафедры ГИТИСа по предмету «Методика классического танца». С 1958 года – художественный руководитель отделения педагогов-хореографов ГИТИСа. С 1962 года – профессор.


В 1971 году вышел в свет его капитальный труд «Классический танец. Школа мужского исполнительства», за который он посмертно получил Государственную премию.


«В своем учебнике Н.И. Тарасов последовательно и подробно рассказывает о сложном процессе воспитания танцовщика, разъясняет весь педагогический процесс, от простого к сложному, от частного к общему, целому».
Р. В. Захаров
Коллеги и ученики о Н.И. Тарасове.
М. Лиепа
«Уроки Николая Ивановича были образцом балетной педагогики. Они меньше всего походили на занятия, где ученики в меру своих способностей и прилежания старались выполнить полученное задание. Нет он заставлял нас думать, искать, творить, он воспитывал не исполнителей, а творцов... Вряд ли кто-нибудь из нас, прошедших через его руки, не сохранил в себе чувства глубокой признательности и теплоты к этому замечательному человеку...» «Тонкий психолог, Николай Иванович умел с поразительной точностью выявить слабые и сильные стороны каждого ученика и добиться от него на занятиях полной самоотдачи, верной рукой направляя это поступательное движение».
Р. Стручкова
«Велик вклад наших учителей в нынешний мировой приоритет многонациональной советской хореографии. И в ряду тех, кто приумножил славу лучшего в мире балета — Н. И. Тарасов».
В декабре 2022 года Н.И. Тарасову исполнилось бы 110 лет со дня его рождения.
Эта Дата была отмечена в Московской государственной академии хореографии Выставкой, посвященной творческому пути великого артиста и педагога Николая Ивановича Тарасова
Источники

1. Холфина С.С. Вспоминая мастеров московского балета. М., 1990. С. 250 


2.РГАЛИ. Ф. 683. Оп. 3. Ед. хр. 117. Лл. 1—2


3. Холфина С.С. Вспоминая мастеров московского балета. М., 1990. С. 250


4. Бочарникова Э.В., Мартынова О.М. Московское хореографическое училище. М., 1954. С. 64


5. Красовская В.М. Русский балетный театр второй половины ХIХ века. Санкт-Петербург – Москва – Краснодар, 2008. С. 657–662.


6. РГАЛИ. Ф. 682. Оп. 1. Ед.хр. 65. Л.1.


7. Холфина С.С. Вспоминая мастеров московского балета. М., 1990. С. 250–258


8. Мессерер А.М. Танец. Мысль. Время. М., 1990. С. 158, 159.


9. Мессерер А.М. Танец. Мысль. Время. М., 1990. С. 159


10. Вестник Академии русского балета имени А.Я. Вагановой: журнал. СПб., 2004. № 13. С. 19–29.


11. Холфина С.С. Вспоминая мастеров московского балета. М., 1990. С. 251


12. РГАЛИ. Ф. 648. Оп. 10. Ед. хр. 418. Л. 5.


13. Холфина С.С. Вспоминая мастеров московского балета. М., 1990., С. 250–258, 260–261.


14. Театральная жизнь 1977 г. № 23 // Р. С. Стручкова «Наш наставник». С. 30.


15. РГАЛ.Ф.683.Оп.3.Ед.хр.114.Л.20.Л.20 об.


16. Лиепа М. Вчера и сегодня в балете. М., 1986. С. 33—34.


17. Р. С. Стручкова. Театральная жизнь. 1977. № 23. С. 30 // Стручкова Р. Наш наставник. К 75-летию со дня рождения Н. И. Тарасова.