НИКОЛАЮ ИВАНОВИЧУ ТАРАСОВУ
«Родился в Москве в 1902 году в семье артистов балета Большого театра. Интерес к искусству хореографии возник у него очень рано. Он часто бывал в театре, наизусть знал балеты, знал всех артистов, некоторыми восторгался. По старой традиции многих актерских семей родители решили отдать сына в Театральное училище при Большом театре».
Педагогика Н. Легата была умной. Он превосходно понимал решающую роль телосложения в искусстве танца и готовил каждого к его творческой деятельности. Легат еще со времени учебы в школе готовил ученика к его амплуа. Николай Густавович обладал тонким педагогическим даром и умел внедрять в сознание своих учеников практические знания. Ученики Легата, вспоминая его уроки, загорались и словно заново переживали дух бодрости и одушевления, которые царили на занятиях.
Особенностью преподавания Н. Легата было стремление чередовать работу мышц. Прекрасный рисовальщик, хорошо знавший тело человека, его связки и мышцы, Легат старался задавать движения для работы мышц, уже успевших отдохнуть. Он говорил: «Надо дать отдохнуть этой жиле».
«Окончил Николай Иванович театральное училище в 1920 году и был зачислен в балетную труппу Большого театра. В течение пятнадцати лет он исполнял все ведущие партии балетного репертуара. Его партнершами были Екатерина Гельцер, Маргарита Кандаурова, Мария Рейзен, Викторина Кригер, Любовь Банк, Анастасия Абрамова, Нина Подгорецкая, Валентина Кудрявцева. И всегда он отличался исключительной гармонией движений, изяществом, виртуозной техникой, академичностью. В его исполнении ярко были выражены лучшие традиции русской школы классического танца: мужество, широта жестов, реалистическая трактовка образов. «Еще в училище, - говорил Николай Иванович, - усвоил я, что техника – это еще не танец, она служит лишь средством раскрытия образа». Успех сопутствовал Николаю Ивановичу во всей его творческой жизни. Однако в душе всегда теплилось желание развивать культуру классического танца – учить детей, передать все лучшее, чем владел сам. В 1923 году молодой артист стал педагогом Московского театрального училища Большого театра, а с 1935 года он полностью посвящает себя педагогической деятельности, оставив карьеру артиста.»
В течение первых лет работы он танцевал небольшие, но ответственные роли: Беранже, Бернар («Раймонда»), Фортюне, Флер де Пуа, Голубая птица («Спящая красавица»), Океан («Конек-Горбунок»), Аполлон («Эсмеральда») и другие. Уже тогда рецензенты отметили статного, стройного, красивого молодого танцовщика. Это был красивый артист – шатен с крупными чертами лица, выше среднего роста, с хорошим пропорциональным сложением.
«В роли Аполлона из балета «Эcмеральда» Тарасов очень запомнился красивой пластикой и какой-то особой, великолепной значительностью. Это был настоящий Аполлон», – вспоминал артист Большого театра A.И. Радунский.
В 1925 году произошло первое знакомство Н.И. Тарасова со зрителями Ленинграда, вместе с В.В. Кригер они исполняли главные партии в балете Минкуса «Дон Кихот». Танцевать на сцене бывшего Мариинского театра было очень ответственно. Тем не менее успех был полный. Николай Иванович покорил ленинградцев своим исполнением роли Базиля. Журнал «Рабочий и театр» №13 за 1925 год писал: «Нельзя не отметить выступающего вместе с В. Кригер молодого московского танцовщика Н.И. Тарасова, до сих пор совершенно не известного в Ленинграде. Тарасов проявил себя надежным кавалером, интересным, технически сильным танцовщиком с эластичным прыжком... В финальной вариации Базиля Тарасов сделал 16 антраша подряд, продемонстрировав блестящую технику в заносках». Он становится ведущим солистом балета, танцует главные партии в основном классическом репертуаре театра: «Лебединое озеро» П.И. Чайковского, «Щелкунчик» П.И. Чайковского, «Спящая красавица» П.И. Чайковского, «Дон Кихот» Л. Минкуса, «Баядерка» Л. Минкуса, «Раймонда» А.К. Глазунова, «Коппелия» Л. Делиба, «Эсмеральда» Ц. Пуни – вот далеко не полный перечень спектаклей, в которых танцевал Тарасов.
В историко-архивном отделе МГАХ находятся многочисленные документы о деятельности Н.И. Тарасова, и среди них воспоминания его блистательных партнерш. По словам В.В. Кригер, это был «великолепный, строгий, академичный танцовщик, он не стремился к внешней эффектности ради успеха». Неоднократно подчеркивались качества Тарасова как первоклассного партнера, кавалера, с которым было очень удобно танцевать.
«Для меня было очень ценно, – продолжала Кригер, – что с Николаем Ивановичем я могла вертеть пируэты даже в две стороны, что было невозможно с другими партнерами. Я могла экспериментировать даже во время спектакля, и Тарасов всегда будто заранее знал, что я сделаю, настолько совершенно было его ощущение партнерши». По мнению М.Т. Семеновой, «балерина всегда чувствовала себя с ним уверенно и хорошо рисовалась на его фоне».
Он стал участником коллектива, основанного А.А. Горским. Свою экспериментальную работу этот коллектив начал на сцене Дома Союзов, а с 1922 года – в Новом театре, ставшем филиалом Большого. Зрители увидели балеты «Тамара» на музыку М. Балакирева, «Хризис» Р.М. Глиэра, «Безделушки» на музыку В.А. Моцарта, «Грот Венеры» на музыку Р. Вагнера и др.
Почти одновременно с началом артистической деятельности Тарасов, будучи еще совсем молодым танцовщиком, стал пробовать свои силы в педагогике. По воспоминаниям С.С. Холфиной, у Тарасова «в душе всегда теплилось желание развивать культуру классического танца – учить детей, передать все лучшее, чем владел сам. Николай Иванович с юмором вспоминал: «Вырос я большой балбес, высокий, думал, танцевать будет трудно, буду как «летающая крепость», но, оказалось, ничего, смог танцевать. А вот влечение к педагогике у меня появилось рано. Помню, как мой педагог заболел и просил, чтобы я дал за него класс. Это было, вероятно, плохо, но я был взволнован, и это крепко запало мне в душу».1
1 Холфина С.С. Вспоминая мастеров московского балета. М., 1990., С. 250–258, 260–261.
С этого же года начинается и многолетняя плодотворная деятельность Николая Ивановича в стенах Московской балетной школы. С 1923 по 1960 год он непрерывно преподавал классический танец в Школе. С его именем связана серьезная работа Школы по созданию научной методики преподавания классического танца. Результатом научно-исследовательской работы Школы стало создание в 1940 году первого учебно-методического пособия по классическому танцу «Методика классического тренажа», авторы – Н.И. Тарасов, А.И. Чекрыгин, В.Э. Мориц.
В предоставленном для Московского хореографического училища помещении Клуба водников были устроены классы, построены станки. Занятия начались 1 сентября 1941 года. Воспитанники и педагоги были распределены в частные дома, в семьи или в местную гостиницу. Возобновив занятия по специальным и общеобразовательным дисциплинам, воспитанники и педагоги училища начали подготовку концертной программы для показа в госпиталях для раненых бойцов, для учащихся эвакуированных школ, для колхозников и жителей Васильсурска.
Н. И. Тарасов организовывал учебный процесс училища, преподавал, репетировал концертные номера с учениками, собирал вместе с детьми лекарственные травы для госпиталей, заготавливал дрова на зиму, вел переписку с различными организациями, которые предоставляли школе продукты питания, что в годы войны было совсем непростым делом.
В 1946 году Николай Иванович стал преподавателем кафедры ГИТИСа по предмету «Методика классического танца». С 1958 года – художественный руководитель отделения педагогов-хореографов ГИТИСа. С 1962 года – профессор.
В 1971 году вышел в свет его капитальный труд «Классический танец. Школа мужского исполнительства», за который он посмертно получил Государственную премию.