





За время работы в Московской балетной школе Петр Андреевич Гусев внес большой вклад в ее дальнейшее развитие.
Он был прирожденным руководителем, обладал талантом сплачивать людей, объединять их общей целью, пробуждать в них дремавшие прежде силы. Совмещая работу в должности Художественного руководителя с педагогической деятельностью, являлся Председателем методической комиссии классического танца научно-исследовательского кабинета.
Ученики Гусева получали возможность работать в классе с мастером, который прошел школу Ленинградского (Петроградского) хореографического училища у педагогов В. И. Пономарева и А. В. Ширяева — мастеров классического и дуэтного и танца. В годы работы в ведущих театрах страны Петра Гусева называли «королем поддержки». Однако педагогический почерк П. А. Гусева отличался от школы его alma mater более быстрым темпом, большими комбинациями и танцевальностью. Он работал с полной самоотдачей и увлекал своих учеников — помогал поверить в свои силы, зажечь интерес к профессии, его воспитанники исполняли невероятно сложные вещи. П. А. Гусев вел также дуэтный танец, ставил смелые поддержки, уделяя большое внимание музыкальности и актерской выразительности.
Среди выпускников Петра Андреевича Гусева такие имена, как Юрий Кондратов, Алексей Чичинадзе, Георгий Фарманянц, Ной Авалиани, Василий Хомяков, Владимир Левашёв и многие другие.




П. А. Гусевым были впервые введены уроки танцевальных этюдов, «эффектных и очень выразительных, смысловая сторона опиралась на тонко показанную пластику с подробным объяснением значения эмоционального состояния» [1*, с. 154, 190].
Петр Андреевич вовлекал в работу молодых балетмейстеров: Л. Якобсона, К. Голейзовского, В. Бурмейстера, В. Вайнонена, а также недавних выпускников Московской балетной школы А. Радунского, Н. Попко, Л. Поспехина, А. Чичинадзе и многих других. Их номера, поставленные на современную тему, дополняли классический репертуар школы, а некоторые из них вошли в список талантливых балетмейстерских работ ХХ века.
Как Художественный руководитель П. А. Гусев осуществлял общее руководство и режиссуру довоенных выпускных спектаклей Московского хореографического училища ГАБТ СССР. Программа концертов состояла из номеров классического и характерного танца, ученики имели возможность показать себя в хорошем владении приемами дуэтного танца и в массовых сценах.
По воспоминаниям одного из крупнейших деятелей балетного искусства Ю. И. Слонимского, вокруг П. А. Гусева «всегда роилась молодежь, привлеченная словно магнитом, чувством нового» [1, с. 153-154].
* 1. Леонова М. К., Ляшко З. Х. Из истории Московской балетной школы. Часть IV (1937—1945). — М.: МГАХ, 2022. — 432 с.


Совещание открыл П. А. Гусев. На повестку дня им были поставленные вопросы о приеме в хореографические училища; сроках обучения (9- летнем и 6-летнем); едином методе обучения по специальным дисциплинам и создании новых учебных планов и программ по ним; преподавании предметов: «актерское мастерство» (с применением системы К. С. Станиславского), ритмики, музыкальных и искусствоведческих дисциплин; подготовке педагогических кадров для училищ страны; производственной практике и более тесной связи школы с театром; введении в программу обучения танцев народов СССР и создании учебников и научных трудов по специальным дисциплинам.
Мероприятие всесоюзного масштаба сыграло значительную роль для отечественного балетного образования.
Принятые решения послужили началом методических исследований по целому ряду специальных дисциплин, явились основой для научной работы в области хореографического образования, привели к изданию учебников и методических пособий.
На его закрытии П. А. Гусев выразил надежду, что когда-нибудь хореографические училища будут выглядеть так: «здание мраморное с колоннами, дети — хорошо одетые, миллионы пар туфель, залы, в 12 часов кончаются специальные предметы, дальше идут образовательные, свой театр, костюмы, даже собственный дирижер»**
* Леонова М. К., Ляшко З. Х. ИЗ ИСТОРИИ МОСКОВСКОЙ БАЛЕТНОЙ ШКОЛЫ. Часть IV (1937—1945). — М.: МГАХ, 2022. — 432 с.
** РГАЛИ. Ф. 683. Оп. 3. Ед. хр. 67. Л. 20—21. Из стенограммы выступления П. А. Гусева.