Выставка посвещается

ПЕТРУ АНДРЕЕВИЧУ ГУСЕВУ

к 120-летию со дня рождения
Подробнее
Петр Андреевич Гусев
(29.12.1904 – 30.03.1987)

Художественный руководитель, педагог классического танца и класса поддержки Московского хореографического училища при ГАБТ СССР (1935—1941), народный артист РСФСР, заслуженный деятель искусств РСФСР, профессор

«Я не жил в эпоху ренессанса, но когда мне говорят: "Это человек эпохи Возрождения", я всегда вижу одного человека – Петра Андреевича Гусева».
(Александр Белинский)
Художественный руководитель училища П. А. Гусев и балетмейстер В. П. Бурмейстер на репетиции сцены из балета А. Адана «Корсар».
Слева направо: И. Чуб, Т. Ерофеева, Э. Кузнецова, М. Михайлова, И. Израилева, К. Соколова, Л. Литавкина, В. Булдаков, П. А. Гусев, С. Салов, В. П. Бурмейстер, В. Кудряшов, В. Левашёв, А. Лапаури, К. Рихтер, В. Постовский. 1940 г.
Петр Андреевич Гусев — выпускник Ленинградского хореографического училища (1922), артист балета Ленинградского театра оперы и балета (1922—1935), Большого театра (1935—1945); балетмейстер; художественный руководитель, педагог классического танца и класса поддержки Московского хореографического училища (1935—1941), художественный руководитель Ленинградского государственного театра оперы и балета имени С. Кирова (1945—1950), педагог-репетитор Музыкального театра имени Станиславского и Немировича Данченко (1950—1956); стоял у истоков зарождения классического балета в Китае, хореографических училищ в Пекине, Шанхае и Гуанчжоу, создатель труппы в Пекинском оперном театре (1958— 1960); основатель труппы «Камерный балет» (1966), заведующий кафедрой балетмейстеров Ленинградской консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова (1966—1983).
«Бахчисарайский фонтан»
Галина Уланова — Мария, Петр Гусев — Гирей

За время работы в Московской балетной школе Петр Андреевич Гусев внес большой вклад в ее дальнейшее развитие.


Он был прирожденным руководителем, обладал талантом сплачивать людей, объединять их общей целью, пробуждать в них дремавшие прежде силы. Совмещая работу в должности Художественного руководителя с педагогической деятельностью, являлся Председателем методической комиссии классического танца научно-исследовательского кабинета.


Ученики Гусева получали возможность работать в классе с мастером, который прошел школу Ленинградского (Петроградского) хореографического училища у педагогов В. И. Пономарева и А. В. Ширяева — мастеров классического и дуэтного и танца. В годы работы в ведущих театрах страны Петра Гусева называли «королем поддержки». Однако педагогический почерк П. А. Гусева отличался от школы его alma mater более быстрым темпом, большими комбинациями и танцевальностью. Он работал с полной самоотдачей и увлекал своих учеников — помогал поверить в свои силы, зажечь интерес к профессии, его воспитанники исполняли невероятно сложные вещи. П. А. Гусев вел также дуэтный танец, ставил смелые поддержки, уделяя большое внимание музыкальности и актерской выразительности.


Среди выпускников Петра Андреевича Гусева такие имена, как Юрий Кондратов, Алексей Чичинадзе, Георгий Фарманянц, Ной Авалиани, Василий Хомяков, Владимир Левашёв и многие другие.

Урок классического танца в Московском хореографическом училище.
Педагог П. А. Гусев.
Справа налево: Ю. Кондратов, Н. Бочарников, В. Хомяков, А. Чичинадзе, Г. Фарманянц, Н. Авалиани. 1940 г.
Урок класса поддержки.
Педагог П. А. Гусев.
Справа налево: Е. Остроградская и Ю. Кондратов, Н. Симонова и Н. Бочарников, Т. Рамонова и В. Хомяков, З. Коротаева и А. Чичинадзе, В. Петрова и Г. Фарманянц, Е. Садовская и Н. Авалиани. 1940 г.

П. А. Гусевым были впервые введены уроки танцевальных этюдов, «эффектных и очень выразительных, смысловая сторона опиралась на тонко показанную пластику с подробным объяснением значения эмоционального состояния» [1*, с. 154, 190].


Петр Андреевич вовлекал в работу молодых балетмейстеров: Л. Якобсона, К. Голейзовского, В. Бурмейстера, В. Вайнонена, а также недавних выпускников Московской балетной школы А. Радунского, Н. Попко, Л. Поспехина, А. Чичинадзе и многих других. Их номера, поставленные на современную тему, дополняли классический репертуар школы, а некоторые из них вошли в список талантливых балетмейстерских работ ХХ века.


Как Художественный руководитель П. А. Гусев осуществлял общее руководство и режиссуру довоенных выпускных спектаклей Московского хореографического училища ГАБТ СССР. Программа концертов состояла из номеров классического и характерного танца, ученики имели возможность показать себя в хорошем владении приемами дуэтного танца и в массовых сценах.


По воспоминаниям одного из крупнейших деятелей балетного искусства Ю. И. Слонимского, вокруг П. А. Гусева «всегда роилась молодежь, привлеченная словно магнитом, чувством нового» [1, с. 153-154].


* 1. Леонова М. К., Ляшко З. Х. Из истории Московской балетной школы. Часть IV (1937—1945). — М.: МГАХ, 2022. — 432 с.

Класс танцевальных этюдов. Работа П. А. Гусева (программа выпускного концерта 1940 г.)
Этюд «Игра». Музыка Е. Петунина.
Исполняют ученики выпускного класса А. Чичинадзе, А. Остроградская
Этюд «Яблоки». Музыка Е. Петунина.
Исполняют ученица 6-го класса М. Федяева и ученик 8-го класса В. Голубин
Этюд «Платок». Музыка Ю. К. Чапковского.
Исполняют ученица 8-го класса В. Прохорова и ученик 9-го класса Ю. Кондратов.
8 июня 1938 года Художественный руководитель МХУ П. А. Гусев обратился во Всесоюзный Комитет по делам искусств о необходимости создания Новых правил приема в хореографические училища для исключения последующего отсева профессионально непригодных детей*.
* Леонова М. К., Ляшко З. Х. ИЗ ИСТОРИИ МОСКОВСКОЙ БАЛЕТНОЙ ШКОЛЫ. Часть IV (1937—1945). — М.: МГАХ, 2022. — 432 с.
Вступительные экзамены. Экзаменационная комиссия. Слева направо: Н. А. Капустина, М. М. Каверинский, С. В. Шашкин, П. А. Гусев, М. А. Кожухова, Е. А. Лапчинская, Е. П. Гердт, Т. С. Ткаченко, Н. С. Садковская. 1-я справа С. С. Холфина. 1940 г.
П. А. Гусев (художественный руководитель и педагог классического и дуэтного танцев Московского хореографического училища), С. Б. Баскина (и. о. директора училища). В зеркале: отражение Н. И. Тарасова, М. А. Кожуховой. ГРБИ. Инв. No ф20743.
Педагоги МХУ ГАБТ СССР. 1-й ряд, слева направо: Н. А. Капустина, Е. М. Ильющенко, З.П. Нацкая. 2-й ряд, слева направо: А. И. Чекрыгин, Б. П. Степанов, С. Б. Баскина, П. А. Гусев, Е. В. Гельцер, Г. П. Петрова, Л. И. Рафаилова, Е. А. Лапчинская. 3-й ряд: Н. С. Садковская. 1940 г.
Педагоги Московского хореографического училища ГАБТ СССР. Слева направо: Е. Г. Фарманянц, П. А. Гусев, М. В. Васильева- Рождественская, М. А. Кожухова, С. С. Холфина. 1940 г.
В этом же году Петр Андреевич Гусев принял самое активное участие в подготовке важного события – Всесоюзного совещания по хореографическому воспитанию.
Совещание под руководством Главного управления учебных заведений Комитета по делам искусств состоялось в Москве 1-5 декабря 1938 года. В нем приняли участие директора и педагоги хореографических училищ страны, известные историки театра и балета, в их числе: П. А. Гусев, А. Я. Ваганова, Н. И. Тарасов, М. М. Габович, К. М. Сергеев, Л. М. Лавровский, Ю. И. Слонимский и многие другие*.

Совещание открыл П. А. Гусев. На повестку дня им были поставленные вопросы о приеме в хореографические училища; сроках обучения (9- летнем и 6-летнем); едином методе обучения по специальным дисциплинам и создании новых учебных планов и программ по ним; преподавании предметов: «актерское мастерство» (с применением системы К. С. Станиславского), ритмики, музыкальных и искусствоведческих дисциплин; подготовке педагогических кадров для училищ страны; производственной практике и более тесной связи школы с театром; введении в программу обучения танцев народов СССР и создании учебников и научных трудов по специальным дисциплинам.


Мероприятие всесоюзного масштаба сыграло значительную роль для отечественного балетного образования.


Принятые решения послужили началом методических исследований по целому ряду специальных дисциплин, явились основой для научной работы в области хореографического образования, привели к изданию учебников и методических пособий.


На его закрытии П. А. Гусев выразил надежду, что когда-нибудь хореографические училища будут выглядеть так: «здание мраморное с колоннами, дети — хорошо одетые, миллионы пар туфель, залы, в 12 часов кончаются специальные предметы, дальше идут образовательные, свой театр, костюмы, даже собственный дирижер»**


* Леонова М. К., Ляшко З. Х. ИЗ ИСТОРИИ МОСКОВСКОЙ БАЛЕТНОЙ ШКОЛЫ. Часть IV (1937—1945). — М.: МГАХ, 2022. — 432 с.

** РГАЛИ. Ф. 683. Оп. 3. Ед. хр. 67. Л. 20—21. Из стенограммы выступления П. А. Гусева.